Перейти к содержимому



MadCat Customs

MadCat Customs

Фотография

Гальваническое восстановление коллектора электромотора.


Сообщений в теме: 11

#1 KVM2007

KVM2007

    Дармоед и соня

  • Модераторы
  • Cообщений: 8 416
  • Город:Тбилиси
  • Автомобиль: Astra F, 1995, C14NZ, 3door hatch, MT

Отправлено 03 Апрель 2016 - 13:48

Решил попробовать гальванически нарастить сношеный коллектор бензонасосу, насмотревшись вот этого:
http://acule.ru/voss...narashhivaniem/
даром, что почти все "ингридиенты" были (купорос вообще со студенческих лет). Засада оказалась лишь с серной кислотой, которой-то надо было 40 гр. В наличии нашлась "лохматых времен" соляная, азотная. Была и серная, но в подвале, который регулярно заливало гавном и где подгнили и перекосились полки. Бутылка с кислотой упала и разбилась. Я потом с полгода с опаской в подвал заходил. Искать кислоту пришлось разумеется в воскресенье. автосервисы работают, но аккумуляторщики в них перевелись как класс. В магазинах разведеный 1.28 электролит есть, но минимальная фасовка - нахрен мне ненужный литр. Таки пришлось брать что есть. После немалой мороки наконец все подготовил и... уронил бензонасос с балкона (круглый он, зараза, укатился до края и... долго летел покачиваясь аки "бонба" с 6-го этажа. Я его уже с рук как-то ронял на асфальт Он потом шумел пару лет безбожно (но работал) Упал сейчас на газон, хорошо что горизонтально. Внешне цел. Даже магниты на местах. Ротор был уже снят, так что падал без него. Теперь не знаю, возможно и напрасно, но "процесс пошел" и решил продолжить. Со всеми перипитериями провозился до вечера. Наконец включил ток и... на глазах начали вырастать жуткие рыхлые лохмотья. Нет, я конечно удивился когда автор заявил:
Цитата
Ток подбирается из расчета 1,5А на 1 дм2. Питать можно от зарядного устройства для телефона

Умну получилось ажно 4А, какой нахрен телефон! Вытащил на балкон лабораторный блок питания. Уменьшил ток вдвое против рассчета. Пустил в бак ультразвуковую стиральную машнку-шарик. Нич-чего не помогало. Дважды перешлифовывал коллектор чтоб убрать уродские наросты. Пока наконец не "стукнуло". Я ошибся в рассчете площади. Гальванисты почему-то все считают в дм2, а я посчитал в см2. Я ошибся в 100 раз!!! Потребный ток был всего 40мА blink.gif

Теперь по порядку.
1. "Давно это было..." - сперва бензонасос заклинило. По вскрытии выяснилось, что обломались края выработаного коллектора и застряли между ротором и магнитами статора.
http://forum.opel-cl...t...st&id=94148 (фотка не вставляется sad.gif )
Края были срезаны полностью и бензонасос опять пошел в работу.
http://forum.opel-cl...p...t&p=1352346
Пробежав в итоге на останках коллектора еще 38 тык, машина стала глохнуть. В первую голову был заменен бензонасос на резервный (но тоже в хлам выработаный). По факту оказалось, что проблема в коммутаторе и датчике Холла, кои тоже удалось восстановить.
http://forum.opel-cl...howtopic=116831
Но, по вскрытии бензонасоса выяснилось, что его коллектор "доеден" уже до минимального минимума и вообще-то пора на кладбище.
[attachmentid=128364]
Тем не менее, решено было попробовать метод по первой ссылке, несколько видоизменив, т.е. автор там снимает коллектор с вала. Я же решил наращивать "на месте", замотав низ вала скотчем, а затем замазав силиконом (силикон напрямую металлам не полезен). Дело в том, что присуствие железа/стали делает наращиваемую медь рыхлой, если вообще что-то выйдет, т.е. - никакого железа в контакте с электролитом.
2. Автор наращивает медь по всему коллектору, что "заращивает" прорези между ламелями. Потом он их прорезает заново зубоврачебным диском. Я решил сделать пластиковые вставки. Зазор у меня был 0.5мм. Пластика такого не нашлось. Пришлось вставлять двойные по 0.23мм. Заодно подпаял к "петушкам" провод МГТФ для подачи "минуса" и за него и подвесить можно. Подпаял в 6 точках, что совершенно излишне, достаточно 2..3 (сперва ошибся рассчитаным током получив 4А (см. злоключения выше), и в этом случае сопротивление обмоток влияло на ток. Реально потребный ток 40мА, и сопротивление обмоток не влияет ни на что). Вот подготовленый коллектор.
[attachmentid=128365]
3. Делаем электролит согласно ссылке
Цитата
Состав электролита:
медный купорос —200г
серная кислота 1,84 —40г (аккумуляторный электролит 1.28 - 100 мл)
спирт —5г
дистилированая/кипяченая вода —800мл.

Купорос сыпать в подогретую воду, иначе не растворяется толком.
Подробней о приготовлении электролита, да и вообще процессе, можно почитать тут:
http://hgal.ru/posts...kartinkami.html
4. Как делать нельзя!
Берем пластиковую посуду. Опускаем туда медную шину (у меня полтора метра проволки диаметром 2мм).
Подвешиваем мотор на верхний "конец" (если как я - зажимаем в цангу, обязательно через умягчитель, в этом месте вал работает по пластику и малейший задир сожрёт "подшипник". Минус к коллектору, плюс к шине. Пускаем ток от 5V зарядника мобильника, через резистор порядка 100Ом (лучше переменный или придется подбирать). Контроллируем ток любым подходящим прибором. Для случая моего бензонасоса (13мм диаметр, 6мм ширина останков коллектора) ток 40мА. Для других случаев надо пересчитывать под 1.5А на дм2 (не см2 - не ошибитесь как я, в 100 раз!)
Я еще навешивал ультразвуковую стиральную машинку - сбивать пузырьки водорода. Но то лишнее, это я просто током сперва ошибался. Но если есть, можно и навесить (опускать ее в электролит с кислотой - жалко, хотя я даже опускал).
[attachmentid=128368]
В итоге - коллектор рос первый сутки "юбочкой". Низ рос, верх нет.
[attachmentid=128369]
Далее сделал глупость - попробовал замазать низ цапонлаком. Еще сутки - получилось форменое безобразие. "Юбка" осталась, зато под цапоном, как впоследствии выяснилось, образовались раковины.
[attachmentid=128370]
В итоге обтачивая получившееся Scheisse пришлось сточить даже большую часть внизу, отчего получилась безобразная "бочка" с "осиной талией". Да еще снял слишком глубокую фаску на самом конце, где (см. первую фотку) могли образовываться обламывающиеся выступы. В итоге щетки повисли в воздухе на 0.5мм и пришлось подкладывать снизу шайбы под вал, чтоб приподнять.
[attachmentid=128371]
Порези между ламелями прочистить тонкой пилкой для советских ампул (искать в старых запасах, сейчас таких не делают).
5. Ну, что остается сказать. Работать такой коллектор скорее всего будет. На оставшийся век 21-летней машины думается хватит (ресурс оригинального бензонасоса около 250 тык). Новый коллектор имеет диаметр 15мм. Сношеный "в ноль" 13мм. Нарощеный 14мм в толстой части. Узкое место даже не стал особо прошлифовывать. Там неровности будут какое-то время изнашивать щетки сильнее и проживет этот участок дольше. Вопрос насколько хватить остатка щеток. Пока они остаются кубиком 6х6х6мм. Но половина длины занята медной шиной. Да и приработка "под бочку" приест их сейчас заметно.

Резюме: делать надо чутка иначе. Посуда нужна мелкая и шина должна быть большого диаметра, т.е. далеко от коллектора и располагаться точно на уровне самого коллектора. Т.е. перенос ионов идет "по кратчайшему пути" , а в моем случае основная часть шины оказалась внизу глубокой посуды.
[attachmentid=128372]
(посуду лучше круглую, с углублением посерединке под вал).
В остальном особых замечаний нет. Единственое - нужна серьезная точная обработка коллектора для высокооборотистых моторов (ежели возникнет в том нужда) где обороты под 15...30 тык. Там неточно обработаный коллектор вынудит щетки "скакать". Я зажимал в сверлильном станке с импровизированой "задней бабкой" и пытался нацепив напильник на "жулезяку тижолую" (чтоб не скакал) так прошлифовывать. Но нормальный напильник куда-то исчез, а остающимися получилось "не айс". Ну да, у этого моторчика обороты не очень высокие. Должно сойти и так.
Внимание! Шкурку не использовать (см. пост ниже)! (и ведь предупреждал как-то Sergey_, да забыл напрочь aq.gif

Прикрепленные изображения

  • 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG

— Можно баночку будущего?
— Вам какого?
— Светлого, пожалуйста © спёрто...

#2 Sergey_

Sergey_

    Опелевод со стажем

  • Глобальные модераторы
  • Cообщений: 14 593
  • Город:Екатеринбург
  • Автомобиль: Omega B facelift, X20XEV, MT

Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:00

Несколько комментариев по теме.
Цитата(KVM2007 @ 3.4.2016, 15:48) Просмотр сообщения

Бутылка с кислотой упала и разбилась. Я потом с полгода с опаской в подвал заходил.

Правильно опасался. Пары серной кислоты для дыхательных путей совсем не айс, да и для всех предметов в подвале тоже.
В подобных случаях нужно засыпать место пролива (кислоты или электролита) известью-пушонкой (гашёная известь в виде порошка) или мелом. Если нет ни того, ни другого - можно цементом, гипсом или строительной смесью. Можно залить готовым известковым раствором для побелки, если таковой окажется под рукой.
Такая операция нейтрализует кислоту (полностью или частично - зависит от количества). По крайней мере отравляющих паров уже не будет.
На открытом воздухе тоже желательно нейтрализовать разливы кислоты, даже если она впиталась в землю.
Цитата(KVM2007 @ 3.4.2016, 15:48) Просмотр сообщения

Я же решил наращивать "на месте", замотав низ вала скотчем, а затем замазав силиконом (силикон напрямую металлам не полезен).

Силикон есть разный. Есть т.н. "ацетат-силикон", который при застывании выделяет уксусную кислоту и оттого не рекомендуется его контакт с металлами. И есть нейтральный силикон, который таких подлянок не делает.
Цитата(KVM2007 @ 3.4.2016, 15:48) Просмотр сообщения

Порези между ламелями прочистить тонкой пилкой для советских ампул (искать в старых запасах, сейчас таких не делают).

Можно взять ножовочное полотно и аккуратно прошлифовать его на наждаке с обеих сторон до нужной толщины. Не перегревать!
Цитата(KVM2007 @ 3.4.2016, 15:48) Просмотр сообщения

Вопрос насколько хватить остатка щеток. Пока они остаются кубиком 6х6х6мм. Но половина длины занята медной шиной. Да и приработка "под бочку" приест их сейчас заметно.

Короткие щётки могут перекоситься в гнёздах, что приведёт к их защемлению.
Цитата(KVM2007 @ 3.4.2016, 15:48) Просмотр сообщения

Резюме: делать надо чутка иначе. Посуда нужна мелкая и шина должна быть большого диаметра, т.е. далеко от коллектора и располагаться точно на уровне самого коллектора. Т.е. перенос ионов идет "по кратчайшему пути" , а в моем случае основная часть шины оказалась внизу глубокой посуды.

Ещё желательно обеспечивать циркуляцию электролита. Ионы в самом электролите ползают гораздо медленнее, чем ионы, принесённые новой порцией электролита. Отчасти этим обусловлена коническая форма "юбки": ионы ползут-ползут снизу, и прыгают smile.gif на ближайший край коллектора. А около верхнего края их почти нет. Если бы была циркуляция - отложения меди были бы более равномерными.
Цитата(KVM2007 @ 3.4.2016, 15:48) Просмотр сообщения

(посуду лучше круглую, с углублением посерединке под вал).

Например, отрезок пластиковой бутылки - они сейчас существуют всяческих размеров. А центральную опору можно сделать из отрезанного горлышка той же (или другой) бутылки, с навёрнутой пробкой. В пробке сверлим отверстие по диаметру вала.
Цитата(KVM2007 @ 3.4.2016, 15:48) Просмотр сообщения

Я зажимал в сверлильном станке с импровизированой "задней бабкой" и пытался нацепив напильник/шкурку на "жулезяку тижолую" (чтоб не скакали) так прошлифовывать.

Шкурка для таких операций не рекомендуется, только напильник или резец (на станке). Дело в том, что зёрна абразива из шкурки остаются в мягкой меди и потом очень быстро съедают щётки.

#3 KVM2007

KVM2007

    Дармоед и соня

  • Модераторы
  • Cообщений: 8 416
  • Город:Тбилиси
  • Автомобиль: Astra F, 1995, C14NZ, 3door hatch, MT

Отправлено 05 Апрель 2016 - 10:05

Sergey_, Спасибо за развернутые комментарии.
С кислотой вообще анекдот вышел. "Разбилась" она лет 20 назад. Но кислот там было несколько, включая соляную - отвердитель паркетного лака, вероятно он разбился (жуткая гадость - работать в противогазе, да и то не уверен, что поможет. Но самый прочный из всех лаков. Сейчас таких, говорят, не делают.) На днях пошел убирать электролит в подвал. На том месте где "когда-то стояла разбившаяся бутылка" она стоит и сейчас, как ни в чем не бывало. Я ухитрился даже не глянуть в тот угол. Клиника! Изображение

А что, до силикона. То не раз упоминал загадку того, чем пользуюсь, аквариумный Henkel. На нем нарисованы аквариумные рыбы, но он явно ацетатный (что для аквариумов, вроде как, противопоказано). Зато у него самая лучшая и долговечная адгезия из всех, коими довелось пользоваться. Отодрать его впоследствии, даже спустя годы, задача не из простых.
— Можно баночку будущего?
— Вам какого?
— Светлого, пожалуйста © спёрто...

#4 Sergey_

Sergey_

    Опелевод со стажем

  • Глобальные модераторы
  • Cообщений: 14 593
  • Город:Екатеринбург
  • Автомобиль: Omega B facelift, X20XEV, MT

Отправлено 05 Апрель 2016 - 11:44

Цитата(KVM2007 @ 5.4.2016, 12:05) Просмотр сообщения

А что, до силикона. То не раз упоминал загадку того, чем пользуюсь, аквариумный Henkel. На нем нарисованы аквариумные рыбы, но он явно ацетатный (что для аквариумов, вроде как, противопоказано).

На упаковке должно быть прямо написано, какой силикон используется, кислый или нейтральный. Если нет - можно поискать по номеру на сайте Хенкеля - у них присутствует подробная информация по многим продуктам.

#5 KVM2007

KVM2007

    Дармоед и соня

  • Модераторы
  • Cообщений: 8 416
  • Город:Тбилиси
  • Автомобиль: Astra F, 1995, C14NZ, 3door hatch, MT

Отправлено 05 Апрель 2016 - 23:58

Sergey_, Зачем? Вонища уксусом вариантов не оставляет.
— Можно баночку будущего?
— Вам какого?
— Светлого, пожалуйста © спёрто...

#6 Sergey_

Sergey_

    Опелевод со стажем

  • Глобальные модераторы
  • Cообщений: 14 593
  • Город:Екатеринбург
  • Автомобиль: Omega B facelift, X20XEV, MT

Отправлено 06 Апрель 2016 - 08:30

KVM2007, очень странно, конечно, но - что есть, то есть. Может быть, в Германии есть специальная порода кислотоустойчивых рыб wink.gif

#7 KVM2007

KVM2007

    Дармоед и соня

  • Модераторы
  • Cообщений: 8 416
  • Город:Тбилиси
  • Автомобиль: Astra F, 1995, C14NZ, 3door hatch, MT

Отправлено 06 Апрель 2016 - 10:13

Sergey_, Ну, вот он, со своим "резюме"
http://ceresit.am/si...-akvariuma.html
Цитата
Свойства
Sista Аквариумный Силикон не вреден для рыб.
Антибактериальный.
Система полисилоксан – ацетата.
Без растворителя.
Не красится.

Похоже фасуют турки и сбывают в Закавказье, а сайт на тубе вообще с "украинской" законцовкой, при том, что только на турецком henkel-ua.com
— Можно баночку будущего?
— Вам какого?
— Светлого, пожалуйста © спёрто...

#8 KVM2007

KVM2007

    Дармоед и соня

  • Модераторы
  • Cообщений: 8 416
  • Город:Тбилиси
  • Автомобиль: Astra F, 1995, C14NZ, 3door hatch, MT

Отправлено 25 Июнь 2016 - 01:20

Ну, вот, всего 1100 км и лопнул эпоксид склеивавший отпиленую крышку бензонасоса (пришлось делать армирование склейки).
http://forum.opel-cl...p...t&p=1755695
Посему провел ревизию коллектора:
[attachmentid=129650]
[attachmentid=129651]
износ почти не заметен. Даже щетки еще толком не притерлись.

Прикрепленные изображения

  • After_1100_1.JPG
  • After_1100_2.JPG

— Можно баночку будущего?
— Вам какого?
— Светлого, пожалуйста © спёрто...

#9 KVM2007

KVM2007

    Дармоед и соня

  • Модераторы
  • Cообщений: 8 416
  • Город:Тбилиси
  • Автомобиль: Astra F, 1995, C14NZ, 3door hatch, MT

Отправлено 12 Февраль 2019 - 21:33

Пробег за 2.5  года около 30 тык и... машинка встала. Сперва разок дернулась. На следующий день подольше. На третий глохла каждые 5 минут в самых поганых местах, но "под настроение" опять заводилась. Замечено было, что больше проблем на неровностях дороги. Бензонасос при "незаводимости" замолкал (он после 3-х вскрытий, переделок и падения с 6-го этажа вообще-то был неприятно шумный). Поскольку ресурс подобной переделки был неизвестен, решил, что сносились щетки на новом коллекторе и... вновь распилил. А напраа-асно!!! Внутри почти идеальная картинка.

2019-1.JPG

коллектор неплохо выровнял "бочкообразность", а критичная "осиная талия" в работе участия почти не принимает. Диаметр 13.9мм практически тот же, что при изготовлении.

Щетки чутка уменьшились, но то скорее из-за притирки к сложной форме. Вот сравнение с выработаным.

2019-2.JPG

В общем  -  не он это! Пытался воткнуть чудовищный неоригинал, но пугать народ буду в профильной ветке. В общем, отодрал старый эпоксид,восстановил распиленое армирование и заклеил "взад". Машинка бегает как ни в чем не бывало. Проблему так и не нашел, хотя есть подозрение на излом экранированого кабеля от датчика Холла. Но шевеление его в подозрительном месте ничего не выявило. Может излом "распушил" огрызки проводов и пока контачит. В целом, на моем движке пропадание сигнала с датчика Холла останавливает и бензонасос, так.что отловить кто виноват, задачка не из простых. Одно хорошо. Бензонасос после переборки стал вновь бесшумным, как с завода!

Пока ездю...


  • Амбр сказал за это спасибо
— Можно баночку будущего?
— Вам какого?
— Светлого, пожалуйста © спёрто...

#10 Крашер

Крашер

    лузер

  • Модераторы
  • Cообщений: 12 388
  • Город:Москва ВАО
  • Интересы:СТЕКОЛЬЩИК.
  • Автомобиль: Рено... Разбил нафиххх. Взял ещё гнилушку. Астру.

Отправлено 16 Февраль 2019 - 22:00

В общем  -  не он это!

В моём варианте - со щётками и якорем всё было более-менее...

Тут проблема в турбинке. А она - с противоположного конца от якоря. 

Там - графитовый подшипник. Вот он - когда трескается  - клинит турбинку. Периодически. 



Мой мотор - умер... Не доводите пробег ремня ГРМ до 150 тысяч.
6500 оборотов. 1-я передача - это всего лишь 60 км/ч. 2-я передача - уже 100 км/ч. 3-я - ... 140.
Четвёртую проверял... "догнал" до 182... - "поймал" штраф на пятерик... Пятую негде проверить.

Перебрать движок самому... - не просто, но реально.


#11 Artyler

Artyler

    Начинающий Опелевод

  • Постоянные посетители
  • Pip
  • Cообщений: 11
  • Автомобиль: Опель Астра H

Отправлено 21 Июнь 2019 - 15:56

Ой, когда-то хотел заморочится с этим, но руки у меня не с того места, поэтому отдельно новый якорь для стартера купил, поставил. Машина продалась, но у нового хозяина до сих пор стартер как новый крутит.  5 лет прошло. 



#12 KVM2007

KVM2007

    Дармоед и соня

  • Модераторы
  • Cообщений: 8 416
  • Город:Тбилиси
  • Автомобиль: Astra F, 1995, C14NZ, 3door hatch, MT

Отправлено 23 Сентябрь 2021 - 23:37

Пробег за 2.5  года около 30 тык и...

Прошло еще столько же. Пробег более 50 тык. Перестал "давить" норму,  вместо 0.76 провалился  до 0.6  .Что сильно хуже, перестал работать регулятор давления и нарушилось охлаждение форсунки (в самую летнюю жару). Бензин стал закипать в тяжелых пробках. Немного постояв "на горячую", не заводилась вообще. Приходилось поливать моник из импровизированой лейки (ездил с бутылкой воды). Вскрытие проблем не обнаружило. Износ почти не заметен (даже бочкообразность еще есть). Щетки тоже остались прежней приличной длины. Похоже подвела опять заливка эпоксидом. Он мягчеет и под ним начинает травить. Теперь сперва промазал щель силиконовым герметиком, высушил и потом залил эпоксидом (сверху по затвердевающему еще обжал хомутом). По возможности отцентровал, ориентируясь по потребляемому току. Давление село в норму (0.82 - то ли манометр, то ли регулятор чутка завышает) . Шума нет.


— Можно баночку будущего?
— Вам какого?
— Светлого, пожалуйста © спёрто...



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных