http://acule.ru/voss...narashhivaniem/
даром, что почти все "ингридиенты" были (купорос вообще со студенческих лет). Засада оказалась лишь с серной кислотой, которой-то надо было 40 гр. В наличии нашлась "лохматых времен" соляная, азотная. Была и серная, но в подвале, который регулярно заливало гавном и где подгнили и перекосились полки. Бутылка с кислотой упала и разбилась. Я потом с полгода с опаской в подвал заходил. Искать кислоту пришлось разумеется в воскресенье. автосервисы работают, но аккумуляторщики в них перевелись как класс. В магазинах разведеный 1.28 электролит есть, но минимальная фасовка - нахрен мне ненужный литр. Таки пришлось брать что есть. После немалой мороки наконец все подготовил и... уронил бензонасос с балкона (круглый он, зараза, укатился до края и... долго летел покачиваясь аки "бонба" с 6-го этажа. Я его уже с рук как-то ронял на асфальт Он потом шумел пару лет безбожно (но работал) Упал сейчас на газон, хорошо что горизонтально. Внешне цел. Даже магниты на местах. Ротор был уже снят, так что падал без него. Теперь не знаю, возможно и напрасно, но "процесс пошел" и решил продолжить. Со всеми перипитериями провозился до вечера. Наконец включил ток и... на глазах начали вырастать жуткие рыхлые лохмотья. Нет, я конечно удивился когда автор заявил:
Умну получилось ажно 4А, какой нахрен телефон! Вытащил на балкон лабораторный блок питания. Уменьшил ток вдвое против рассчета. Пустил в бак ультразвуковую стиральную машнку-шарик. Нич-чего не помогало. Дважды перешлифовывал коллектор чтоб убрать уродские наросты. Пока наконец не "стукнуло". Я ошибся в рассчете площади. Гальванисты почему-то все считают в дм2, а я посчитал в см2. Я ошибся в 100 раз!!! Потребный ток был всего 40мА
Теперь по порядку.
1. "Давно это было..." - сперва бензонасос заклинило. По вскрытии выяснилось, что обломались края выработаного коллектора и застряли между ротором и магнитами статора.
http://forum.opel-cl...t...st&id=94148 (фотка не вставляется )
Края были срезаны полностью и бензонасос опять пошел в работу.
http://forum.opel-cl...p...t&p=1352346
Пробежав в итоге на останках коллектора еще 38 тык, машина стала глохнуть. В первую голову был заменен бензонасос на резервный (но тоже в хлам выработаный). По факту оказалось, что проблема в коммутаторе и датчике Холла, кои тоже удалось восстановить.
http://forum.opel-cl...howtopic=116831
Но, по вскрытии бензонасоса выяснилось, что его коллектор "доеден" уже до минимального минимума
[attachmentid=128364]
Тем не менее, решено было попробовать метод по первой ссылке, несколько видоизменив, т.е. автор там снимает коллектор с вала. Я же решил наращивать "на месте", замотав низ вала скотчем, а затем замазав силиконом (силикон напрямую металлам не полезен). Дело в том, что присуствие железа/стали делает наращиваемую медь рыхлой, если вообще что-то выйдет, т.е. - никакого железа в контакте с электролитом.
2. Автор наращивает медь по всему коллектору, что "заращивает" прорези между ламелями. Потом он их прорезает заново зубоврачебным диском. Я решил сделать пластиковые вставки. Зазор у меня был 0.5мм. Пластика такого не нашлось. Пришлось вставлять двойные по 0.23мм. Заодно подпаял к "петушкам" провод МГТФ для подачи "минуса" и за него и подвесить можно. Подпаял в 6 точках, что совершенно излишне, достаточно 2..3 (сперва ошибся рассчитаным током получив 4А (см. злоключения выше), и в этом случае сопротивление обмоток влияло на ток. Реально потребный ток 40мА, и сопротивление обмоток не влияет ни на что). Вот подготовленый коллектор.
[attachmentid=128365]
3. Делаем электролит согласно ссылке
медный купорос —200г
серная кислота 1,84 —40г (аккумуляторный электролит 1.28 - 100 мл)
спирт —5г
дистилированая/кипяченая вода —800мл.
Купорос сыпать в подогретую воду, иначе не растворяется толком.
Подробней о приготовлении электролита, да и вообще процессе, можно почитать тут:
http://hgal.ru/posts...kartinkami.html
4. Как делать нельзя!
Берем пластиковую посуду. Опускаем туда медную шину (у меня полтора метра проволки диаметром 2мм).
Подвешиваем мотор на верхний "конец" (если как я - зажимаем в цангу, обязательно через умягчитель, в этом месте вал работает по пластику и малейший задир сожрёт "подшипник". Минус к коллектору, плюс к шине. Пускаем ток от 5V зарядника мобильника, через резистор порядка 100Ом (лучше переменный или придется подбирать). Контроллируем ток любым подходящим прибором. Для случая моего бензонасоса (13мм диаметр, 6мм ширина останков коллектора) ток 40мА. Для других случаев надо пересчитывать под 1.5А на дм2 (не см2 - не ошибитесь как я, в 100 раз!)
Я еще навешивал ультразвуковую стиральную машинку - сбивать пузырьки водорода. Но то лишнее, это я просто током сперва ошибался. Но если есть, можно и навесить (опускать ее в электролит с кислотой - жалко, хотя я даже опускал).
[attachmentid=128368]
В итоге - коллектор рос первый сутки "юбочкой". Низ рос, верх нет.
[attachmentid=128369]
Далее сделал глупость - попробовал замазать низ цапонлаком. Еще сутки - получилось форменое безобразие. "Юбка" осталась, зато под цапоном, как впоследствии выяснилось, образовались раковины.
[attachmentid=128370]
В итоге обтачивая получившееся Scheisse пришлось сточить даже большую часть внизу, отчего получилась безобразная "бочка" с "осиной талией". Да еще снял слишком глубокую фаску на самом конце, где (см. первую фотку) могли образовываться обламывающиеся выступы. В итоге щетки повисли в воздухе на 0.5мм и пришлось подкладывать снизу шайбы под вал, чтоб приподнять.
[attachmentid=128371]
Порези между ламелями прочистить тонкой пилкой для советских ампул (искать в старых запасах, сейчас таких не делают).
5. Ну, что остается сказать. Работать такой коллектор скорее всего будет. На оставшийся век 21-летней машины думается хватит (ресурс оригинального бензонасоса около 250 тык). Новый коллектор имеет диаметр 15мм. Сношеный "в ноль" 13мм. Нарощеный 14мм в толстой части. Узкое место даже не стал особо прошлифовывать. Там неровности будут какое-то время изнашивать щетки сильнее и проживет этот участок дольше. Вопрос насколько хватить остатка щеток. Пока они остаются кубиком 6х6х6мм. Но половина длины занята медной шиной. Да и приработка "под бочку" приест их сейчас заметно.
Резюме: делать надо чутка иначе. Посуда нужна мелкая и шина должна быть большого диаметра, т.е. далеко от коллектора и располагаться точно на уровне самого коллектора. Т.е. перенос ионов идет "по кратчайшему пути" , а в моем случае основная часть шины оказалась внизу глубокой посуды.
[attachmentid=128372]
(посуду лучше круглую, с углублением посерединке под вал).
В остальном особых замечаний нет. Единственое - нужна серьезная точная обработка коллектора для высокооборотистых моторов (ежели возникнет в том нужда) где обороты под 15...30 тык. Там неточно обработаный коллектор вынудит щетки "скакать". Я зажимал в сверлильном станке с импровизированой "задней бабкой" и пытался нацепив напильник на "жулезяку тижолую" (чтоб не скакал) так прошлифовывать. Но нормальный напильник куда-то исчез, а остающимися получилось "не айс". Ну да, у этого моторчика обороты не очень высокие. Должно сойти и так.
Внимание! Шкурку не использовать (см. пост ниже)! (и ведь предупреждал как-то Sergey_, да забыл напрочь