Зима, Vectra V6 Turbo, гололед, Esp - блюдо, однако!
#1
Отправлено 01 Февраль 2008 - 09:48
Итак, вчера, 31 января катался в Любим - между Вологдой и Ярославлем. Дорожка хороша тем что весьма пустынна. Вчерась был снежок и расчистить ее не успели, только по центру водители своими машинами протоптали ее до гололеда. Ехал один и было скучно. Увы именно по этой причине нет ни фото ни видео, однако постараюсь как-нибудь позже это исправить.
Как же ведет себя Вектра?
Маневры "переставка", "перестроение", они же с торможением, "поворот", "поворот на ручнике" и "разворот на ручнике".
Первые шаги предпринимал на скорости 40 км/ч, и далее повышал скорость вплоть до 95. Выше - не рискнул И итоги описываю для скоростей 90-95 км/ч.
Перестроение.
Итак, еду в правом ряду, снежном. Появляется мнимое препятствие, руль резко влево и... машина едет вперед (!), и, лишь чуть позже, словно убедившись что я не шучу, метров через 15 сначала неохотно, потом быстрее заныривать влево на гололед. Оказавшись передними колесами на "соседней" полосе руль вправо, и тут уже она ловко встает на полосу гололеда. Выехавшую заднюю часть слегка ведет дальше влево, однако короткое движение руля влево градусов на 40 и хрипящая ESP возвращают ее на прямую. ESP жестко выровняла хвост, не допустив развития заноса более сантиметров десяти. Работа ESP понравилась, замедленная реакция машины - нет. В следующий раз руль влево кручу не резко, а чуть плавнее и о чудо! Реакция на действо быстрее! Как потом я уж убедился - первое движение - руль в сторону - градусов на 25, и плавно до необходимого угла - и в этом случае поведение машины становится понятным. Но плавно не значит медленно, просто первое движение не должно быть резким.
Тот же маневр выполнял на Максиме год назад - она слушается руля охотнее, однако следующий за этим снос задней оси без ESP подавить куда сложнее, и снос весьма серьезнее.
Маневр повторял раз 10 - поведение машины не меняется, лишь если задние колеса оказываются в начале маневра на более скользком покрытии - зад пытается во время первого движения рулем обогнать машину. И непринципиально - под тягой передних колес или под сброс газа.
Криминал наступает при перестроении с торможением - как впрочем и все остальные машины - Вектра долго перебирается в соседний ряд, неохотно слушаясь баранки, правда неплохо сбрасывая скорость.
Переставка.
Отличие - в дополнительном возвращении на свою полосу. Если возвращение на свою полосу осуществляется сразу после перестроения в соседнюю - хвост несет весьма шустро и весьма далеко - снос заметен по столбу снега. Требуется практически не дожидаясь возвращения носа на свою полосу, лишь развернув машину "поперек дороги", тут же руль крутить влево помня о недостаточной поворачиваемости. И ESP опять поможет, громко и злобно хрипя тормозами. после возвращения на свою полосу хвост лишь чуть чуть осуществляет виляющее движение.
И опять же - что под сброс газа, что под тягой - практически одинаковое поведение. На тормозах - вообще кошмар - крайне неохотно.
Поворот.
Поворот осущестляется на примыкающую дорогу, полностью занесенную снегом. ESP стремится вкрутить машину в поворот, подтормаживая внутренние к нему колеса. Чуда ждать не стоит, однако ж хвот не заносит - правда это на снегу, а ледяного поворота я не нашел. Действия требуются те же - плавное поворачивание руля. Однако ж поворот на 90 градусов на скорости около 70 заметно выносит машину от желаемой траекотрии - оно и понятно - скользко. Во время вхождения в поворот скорость серьезно падает и на выходе может оказаться раза в два меньше чем на входе. ESP вступает в действие поздновато.
Поворот на ручнике.
ESP молчит - она не понимает как это - поворот на ручнике? Ощутим снос хвоста, что и требуется, радиус уменьшается, по ощущениям, метра на 4, однако вежно вовремя ручник опустить и тут начинается чудо. Поняв что хвост в сносе - ESP яростно притормаживает внутреннее заднее колесо, а передние повернуты вправо. Важно быстро вернуть передние колеса в положение прямо и именно прямо, иначе возможен выезд за пределы поворота, поскольку ESP пытается следом тормозить внешним колесом, закручивая машину туда, куда повернуты управляемые колеса. Под сброс газа этот маневр не выполнял - на ручнике только под тягой. ESP в это время только душит мотор - ведь этот шестигоршковый зверь заставляет буксовать колеса на снегу на любой скорости. В общем мешает и это надо учитывать!
Разворот на ручнике.
Маневр выполняется неохотно - ESP душит мотор, не давая буксовать. С трудом вписывался в широкую дорогу (метров 15).
Для сравнения ощущений - поеду на ВАЗе на дачу. Посмотрим....
Вердикт таков: Недостаточная поворачиваемость частично лечится плавными движениями баранки, ESP - крайне хорошая штука, но ей нельзя давать запутаться, и если применяем ручник - то только у умением а не впервые "на авось".
Вполне возможно что в неповоротливости виноват тяжелый мотор. С легкими моторами - не знаю.
Меня это устроило. По крайней мере поняв как себя машина ведет - знаешь как надо действовать. Для сарая пусть и 2.8 - поведение достойное, для ОПС, конечно, нет.
ESP - хорошая штука, но ее срабатывание в повороте позднее, создается впечатление что она несколько раз думает - действительно ли водитель хочет повернуть? И только убедившись в этом - начинает работать. Если бы на повороты она реагировала раньше - недостаточная поворачиваемость была бы значительно меньше.
Реакции ESP на снос оси грубые, машину аж передергивает от такого хамства.
Рекомендации: Если вы еще не испытывали машину в таких условиях - рекомендую проверить, начав с малой скорости. Пустынных дорог в нашей стране хватает - осталось только дождаться зимнего чуда - снега... И убедитесь в том что нет свидетелей или других автомобилей. А когда я куплю еще Вектру с моторчиком попроще - 2.2 например - тогда и сравню.
Увы, я не смог найти предохранитель чтобы вырубить ESP, а руководство тихонько лежало дома, поэтому испытания без нее будут позже. Надеюсь что уже с видео или фотками.
И последнее - ESP не помощник в том случае если вы буксуете стоя на месте - не стоит надеяться что она притормозит колесо, перекинув момент на другое - выезжайте задом, пока не закопались.
З.Ы. Да, если вдруг не дай Бог что - сначала отворачивайте, задайте направление, а потом уж тормозите и рулите дальше!!!
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#2
Отправлено 01 Февраль 2008 - 10:13
что касается лучшей реакции машины при плавном рулении - обьяснение такое - первое малое движение рулем загружает переднее внешнее колесо из за чего сцепление с дорогой растет и далее можно сделать более значительный маневр - так называемый прием загрузки внешнего колеса (читайте про так называемую боковую загрузку-разгрузку колес) - спортсменов учат именно так рулить - сначала легкое движение рулем для загрузки колеса - затем уже активное руление (если не ошибаюсь прогрессивное руление называется) - этот прием актуален для всех типов привода
есп - действительно только лишь помощник но не панацея от отсутствия ума.
и пожалуй некоторые действия (которые необходимо делать при отсутствии есп) только путают есп
на тазе когда поедешь - не забудь быстро крутить баранку без запаздываний при заносах (это общая болезнь большинства водителей) - иначе словишь ритмический занос с переходом во вращение (я себе так однажды в результате на тазе стойку погнул )
Сообщение отредактировал Antony_87: 01 Февраль 2008 - 10:15
#3
Отправлено 01 Февраль 2008 - 10:25
недостаточная поворачиваемость - в основном из за переднего привода - все переднеприводные авто имеют недостаточную поворачиваемость (по крайней мере я исключений не знаю)
что касается лучшей реакции машины при плавном рулении - обьяснение такое - первое малое движение рулем загружает переднее внешнее колесо из за чего сцепление с дорогой растет и далее можно сделать более значительный маневр - так называемый прием загрузки внешнего колеса (читайте про так называемую боковую загрузку-разгрузку колес) - спортсменов учат именно так рулить - сначала легкое движение рулем для загрузки колеса - затем уже активное руление (если не ошибаюсь прогрессивное руление называется) - этот прием актуален для всех типов привода
есп - действительно только лишь помощник но не панацея от отсутствия ума.
и пожалуй некоторые действия (которые необходимо делать при отсутствии есп) только путают есп
на тазе когда поедешь - не забудь быстро крутить баранку без запаздываний при заносах (это общая болезнь большинства водителей) - иначе словишь ритмический занос с переходом во вращение (я себе так однажды в результате на тазе стойку погнул )
Уж почти два года на ТАЗике катаюсь, но пока как-то не упражнялся на нем. Разве тока с ручником Но мне показалось что ТАЗ все таки ловчее слушается руля при первом резком повороте и именно это я завтра проверю. И если убежусь (убедюсь? убеждюсь? ) что именно так - значит явно моторчик тяжелый.
С загрузками все понятно и для зимы более-менее объяснимо, но почему тогда ОПС едет прямо при повернутом руле на АСФАЛЬТЕ?
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#4
Отправлено 01 Февраль 2008 - 10:33
ну само собой инерция никуда не девается и играет значение
тазик просто полегче - вот может тебе и кажется что он лучше управляется - но я тебя уверяю на льду или даже просто на каше - тазик на ура поедет прямо при повернутых колесах - недостаточная поворачиваемость у него тоже хорошо проявляется
про опс не видел как оно управляется - собственно на большой скорости все эти фокусы сильнее проявляются, да и настройками подвески и развесовки можно чутка изменить характеристики поворачиваемости - может у опс все же что то не склалось в сумме всех этих факторов
Сообщение отредактировал Antony_87: 01 Февраль 2008 - 10:35
#5
Отправлено 01 Февраль 2008 - 10:54
2 Rules
ну само собой инерция никуда не девается и играет значение
тазик просто полегче - вот может тебе и кажется что он лучше управляется - но я тебя уверяю на льду или даже просто на каше - тазик на ура поедет прямо при повернутых колесах - недостаточная поворачиваемость у него тоже хорошо проявляется
про опс не видел как оно управляется - собственно на большой скорости все эти фокусы сильнее проявляются, да и настройками подвески и развесовки можно чутка изменить характеристики поворачиваемости - может у опс все же что то не склалось в сумме всех этих факторов
Друг, идея и теория понятны. Завтра проверю - отпишусь! Собственно, для этого я и устраивал свой забег по Вологодской области, дабы теорию перевести в практику. Согласись, что в теории все хорошо, однако лишь проехавшись раз сто в разных ситуациях с перестроениями и переставками я понял как надо рулить именно на этой машине именно в таких ситуациях. разумеется поведение отличается, и если ТАЗ завтра покажет такую же недостаточную поворачиваемость, то трехлитровая Максима чуть ловчее - это однозначно. При том что она легче Максимка/Верка - 1525 против 1638 и резина похуже - Хака 4 и Хака 5. Видать придется также Максимку потрепать так же чудовищно, но это позже
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#7
Отправлено 01 Февраль 2008 - 13:11
Rules, Недостаточную поворачиваемость можно немного скоректировать, нагрузив тормозом переднюю ось на входе в поворот... только чууууть чуть...
Проверим!!!
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#10
Отправлено 01 Февраль 2008 - 13:57
Разумеется слегка, потому что когда АБС работает или колеса нормально тормозят - управляемость уже падает. На скользких покрытиях - особенно сильно.
Я буду экспериментировать. Я уже даже договорился о выездном тройном тесте - Верка, Максима и ТАЗ. Я прям загорелся их измучить....
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#12
Отправлено 05 Февраль 2008 - 08:35
2 Rules
ну че как ?
Да никак - на даче расчистили только узенькую полоску, я приехал а там... один облом в общем
В четверг еду в Любим, так что если дорога снежная будет - .... но тогда и заргуз передней оси проверим, и наружного колеса и все проверим тока на Верке, поскольку на ВАЗе я туда не доеду
Одно смущает - ведь в случае экстренной ситуации... времени-то нету загружать ось, или колесо...
Посмотрим... Мож фотографа возьму с собой
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#13
Отправлено 05 Февраль 2008 - 08:40
дык соль то в том что к экстренной ситуации у тебя уже должны быть соответствующие условные рефлексы, чтоб ты уже не думал о том как бы и что загрузить а уже руки-ноги все сделали так чтоб уже все вовремя загрузилось
#14
Отправлено 05 Февраль 2008 - 10:28
2 Rules
дык соль то в том что к экстренной ситуации у тебя уже должны быть соответствующие условные рефлексы, чтоб ты уже не думал о том как бы и что загрузить а уже руки-ноги все сделали так чтоб уже все вовремя загрузилось
Хитрый какой
Тьху тьху, в экстренной ситуации я сначала выхожу из нее, а уж потом меня кидает в дрожь и потеют ладони
Мне кажется мы с тобой ведем разговор не в ту сторону, а ты меня немного недопонимаешь. Я открыл тему конкретно о поведении машины, так что информацию выкладываем о ней, и можно о себе и своем опыте и мировоззрении но только не кусками! В том что я водитель с очень большим стажем - можете не сомневаться, мне интересно поведение конкретно данной машины, и как с нею совладать. В какой-то момент при наступлении зимы можно было бы собраться на пустынной дороге или съездить на Дмитровский полигон дабы потренироваться и сравнить поведение машин с 2х литровым и 2.8 литровым моторами, Омег и Верок, ТАЗов в конце концов
Согласись, поведение 1.8 МТ седан/хэтч отличается от 2.8 сарай, что обусловлено и развесовками и массогабаритными характеристиками. Я уж молчу о разных шинах и тормозах.
Так что я жду зимы, снега и гололеда, а вы?
Вот например старые фотки Омеги в заносе (2005й год). Отседова видно что лучше снимать видео
[attachmentid=12670] [attachmentid=12671]
На фотках - Омега 95 года, зима 2005 года Владимирская область, за бортом -25.
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#15
Отправлено 05 Февраль 2008 - 10:43
ты ж сказал тебя смущает что в экстремальной ситуации нет времени загружать колеса - я тебе ответил что нужно сделать чтоб это время было - т.е. регулярно тренироваться
и собственно я речь о мировоззрении не заводил
мне интересны твои опыты и ощущения - я на своей тоже на площадке крутился с той же целью - чтоб понять как ведет себя эта конкретная машина (разница в поведении с твоей будет - без базара)
я ж только просто дал комментарии почерпнутые из умных книжек (сам то я не настолько умный чтоб других учить)
а насчет выезда на какую нибудь площадку (где места будет побольше) я только за
#16
Отправлено 05 Февраль 2008 - 10:49
2 Rules
а насчет выезда на какую нибудь площадку (где места будет побольше) я только за
Слышал что на Хадынском поле зимой специально заливают каток. Делается ледяная трасса, чтобы каждый мог попробовать на своей машине как она себя ведет на льду. Есть инструкторы и т.д.
#17
Отправлено 18 Февраль 2008 - 11:00
Одно есть "но" - вчера подумал - надо было коридор объезда разметить, так что в этот четверг поеду - возьму краску и размечу коридоры объезда.. усложню задачу...
И фокусировку камера Панас потеряла...
Итак вот тут:
"ФИГУ, не грузится видео"...!!!
Первый маневр - просто крутил баранку, на втором маневре - сначала чуть придавил тормоз. Скорость 90 и 80 км/ч соответственно... В первом маневре зашел влево чуть дальше... Просто траектория такая вышла... Не скажу что машина пошла значительно лучше...
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#18
Отправлено 18 Февраль 2008 - 11:46
"где фото билли?"
а в первом случае есп работала?
имхо сильной разницы при простом нажатии на тормоз ты и не увидишь - особенно если есп работать будет - поскольку прижимая тормоз ты по сути делаешь работу есп
разница будет только при правильном применении приема "загрузка"
#19
Отправлено 18 Февраль 2008 - 12:16
2 Rules
"где фото билли?"
а в первом случае есп работала?
имхо сильной разницы при простом нажатии на тормоз ты и не увидишь - особенно если есп работать будет - поскольку прижимая тормоз ты по сути делаешь работу есп
разница будет только при правильном применении приема "загрузка"
Не грузятся пока видюшки... пытаемс разобраться.
У мя ваще как-то все сбилось. Я попытался проанализировать работу ЕСП и "загрузки передней оси" и чета по логике не выходит. Ведь теоретически - сброс газа уже означает загрузку передней оси! А разницы практически нет. И пока не могу мыслями понять - почему плавное вращение - быстрее загружает переднюю ось, чем резкое? ведь действие по сути то же самое!!!
Нет, что-то тут не так... мне кажется это шасси... сегодня если снег к вечеру не уберут - поеду на ВАЗе кататься..
Ответ: Избежать наказания не получится. За такое преступление предусматривается уголовное наказание.
#20
Отправлено 18 Февраль 2008 - 12:52
сброс газа - слишком легкая загрузка - большого эффекта ждать не стоит, правильное использование загрузки к тому же - это только после многих часов тренировок
а по поводу руления - прочитай литературу которую я выкладывал - там все доступно изложено - смысл в том что любая система имеет запаздывания (в том числе из за инерции)
тут собственно без физики и рисования картинок не обойтись
можно рассмотреть предельные случаи - например если руль повернут мгновенно - куда поедет автомобиль? - правильно - прямо поедет в первые мгновения - инерция потащит
а при плавном рулении допустим ты слегка повернул колесо - оно стоит почти прямо но уже есть боковая сила - и автомобиль чутка накренится в сторону противоположную повороту и если нарисовать силы то будет понятно что нагрузка на переднем внешнем колесе увеличится - а раз она увеличилась то можно сильнее повернуть руль (ведь сила трения теперь на этом колесе больше - и предельная сила трения будет больше чем в движении по прямой), сильнее повернули руль - еще более нагрузили колесо - и так далее
собственно мало просто плавно поворачивать руль - его в идеале надо крутить прогрессивно т.е сначала слегка потом быстрее и быстрее - чтобы наращивать нагрузку на колесо (и соответственно возможность более эффективного маневра)
разница между резким рулением и плавным - использование в плавном случае максимальной силы трения для создания боковой силы в каждый момент времени - отсюда и результат
а вообще лучше оригинальную литературу читать чем слушать мои пересказы
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных