
Иллюстрированное практическое руководство по проведению работ в домашних условиях.
Поставленная задача:
- замена подшипника задней ступицы на автомобиле Опель Омега В Караван 1999
года выпуска.
Скорее всего, устройство задней подвески не претерпело каких либо изменений,
с начала выпуска Омежек, что позволяет предположить об аналогичности сих
процедур у всего модельного ряда.
Далее, я опишу последовательность проводимых работ, никоим образом, не претендуя
на абсолютную правильность моих действий, хотя сам факт того, что в процессе
замены ничего не было сломано, лишних запчастей не осталось и машинка шустро
перемещается без назойливого гула наводит на мысли о соответствии ТУ.
Помимо штатного, использовался следующий инструмент:
- противооткатки
- тренога
- ВД-40 или тормозушка
- кусок провода (для подвязки шкворня-ШРУСа)
- монтажки 1 большая и 2 обычных
- небольшая трубка-удлиннитель
- молоток
- кувалда
- зубильце
- алюминиевая выколотка
- самодельный съемник (изготовлен в процессе)
- отвертка
- щипцы для снятия и установки стопорного кольца
- шестигранник для снятия шкворня
- шестигранник для снятия тормозного диска
- болгарка или сварка (для снятия внутр. обоймы подшипника со ступицы)
- смазка
- гаечные ключи
- сборник матерного фольклора (обязательно)
- 4 бут. пива (опционально)
Итак, начнем.
Работа проводилась на улице в теплый летний денек под тенью деревьев.
Машина установлена на относительно ровной площадке, КПП в позиции "нейтраль",
под левое заднее колесо подложены противооткатные башмаки типа "булыжник".

Подготовительные работы.
1. Ослабляем болты крепления колеса.
2. Поддомкрачиваем автомобиль и обязательно устанавливаем под него треногу или
подкладываем колесо + доп. прокладки, чем выше (без фанатизма) машину
зафиксируем, тем удобнее в дальнейшем будет работать.
3. Снимаем колесо и вкручиваем обратно, колесные болты.
4. Очищаем рабочее пространство от грязи, особое внимание рекомендую уделить
прочистке внутренней поверхности головок болтов шкворня, куда вставляется
шестигранник.
5. Обрабатываем ВД-40:
- болты на шкворне,
- болты суппорта,
- болт нижнего крепления амортизатора,
- посадочное место тормозного диска на ступице,
- болт крепления тормозного диска.
А на болтах крепления шкворня и на болту крепления амортизатора обрабатываем
не только головки, но и их резьбовую часть вышедшую наружу с противоположной
стороны.
6. Фиксируем ступицу от прокручивания с помощью монтажки и ...
7. Даем возможность ВД-40 сделать свое благое дело, а пока, курим, болтаем,
слушаем радио, собираемся с мыслями и т.д. и т.п..
Пиво не пьем (еще рано), ну если только глоточек и если оцень хоцца.
Приступаем к демонтажу.
1. Сразу хочу оговориться, что многие рекомендуют снять амортизатор с нижнего
крепления и отвести в его сторону, для расширения свободного пространства и
удобства проведения работ и я сначала тоже начал его откручивать, но потом
решил исходить из принципа необходимой достаточности, если будет мешать, то
сниму.

Забегая вперед, скажу, что амортизатор снимать не пришлось.
2. Приступаем к откручиванию фланца шкворня. На всякий случай стоит отметить
взаимное расположение сопрягаемых частей, что бы при монтаже соединить их в
том же положении.

Вставляем шестигранник, надеваем на него небольшой удлинитель (я использовал
жигулевский свечной ключ-трубку) и поскольку ранее, мы уже зафиксировали
ступицу от прокручивания, то вперед и с песней.
У меня болты открутились без особых усилий.

3. Беремся за открученный шкворень и нажимая на него в направлении
дифференциала (редуктора) сдвигаем в сторону амортизатора, а за тем поднимаем
вверх, где и подвязываем к верхнему витку пружины.

4. Теперь открылся доступ к гайке ступицы. Для начала необходимо снять
фиксирующее кольцо (контргайку), оно надевается сверху на гайку и для снятия
достаточно подцепить его отверточкой.

Сняли?
Молодца-А.
Начинаем откручивать собственно гайку, усилие там не очень большое и скорее всего проблем не
возникнет, ну а если с маленьким воротком не осилите этот момент, можно взять
большой удлинитель (трубу), завести ее сзади под бампером, надеть на вороток
и сорвать гаечку.
5. Ну что ж, мы потихоньку подбираемся к самому интересному. Пришел черед
снятия фланца шкворня, конечно можно попытаться начать выпрессовку ступицы без
предварительного снятия фланца, но я решил не рисковать и смастерил небольшой
съемничек.

Гайку можно не приваривать, а накрутить с другой стороны и держать ключом.

Фланец, сидел на шлицах ступицы очень плотно, поэтому сначала
пришлось чередовать подтяжку выжимного болта и постукивание по нему молотком,
но минут за 10 фланец был снят.
6. Сейчас необходимо демонтировать суппорт и тормозной диск. Начать я бы
порекомендовал с удаления скобы фиксирующей тормозной шланг с целью придания
большей свободы в перемещении снятого суппорта.
откручиваем 2 болта крепления суппорта

и отводим его в сторону, предварительно продумав как его подвесить или
на что положить, что б не повредить тормозную трубку.

Для снятия тормозного диска, в первую очередь необходимо открутить фиксирующий
болт и выкрутить колесные болты, затем слегка обстукиваем диск молоточком по
кругу и снимаем.

7. И вот он, долгожданный момент, раззудись плечо - размахнись рука,
приступаем к выпрессовке ступицы. В руках у меня "пресс" отечественного
производства, под название кувалдометр, весом килограмма на 5 и алюминиевая
оправка, через которую необходимо производить выпрессовку, дабы не бежать в
магазин (разбор) за новой (б/у) ступицей. Дополнительно, рекомендую накрутить
ступичную гайку вровень с обрезом резьбовой части.
Конечно, выбивать было бы гораздо удобнее из ямы или подняв Омежку на
подъемнике, но у меня такой возможности не было, посему пришлось стучать в
достаточно неудобной позиции, стоя на коленках перед машиной. Но мал по малу
ступичка была выбита.

Внутренняя обойма подшипника состоит из двух частей и при демонтаже, подшипник
саморазбирается. Одна часть остается с наружной обоймой в рычаге, а вторая
выходит вместе со ступицей. Что бы снять остатки подшипника со ступицы, их
потребуется надрезать, болгаркой или сваркой.

Для удаления остатков подшипника из рычага, сначала снимаем стопорное кольцо,
и продолжаем работать кувалдой или применяем "вытягивающий" съемник.
Я использовал кувалдометр.
На этом самые неприятные процедуры заканчиваются, и мы от разрушения переходим
к созиданию.
Начинаем сборку.
1. В первую очередь, прочищаем в рычаге посадочное место подшипника и канавку
для установки стопорного кольца. Затем с помощью болта, двух шайб и гайки
стягиваем устанавливаемый подшипник по оси, дабы предотвратить выпадение
внутренних обойм при запрессовке. Смазываем графиткой или моторкой наружную
обойму и посадочное место в рычаге. Запрессовку производим с использованием в
качестве оправки старого подшипника, до характерного звука, сигнализирующего о
том, что подшипник уперся в буртик рычага.
2. Устанавливаем стопорное кольцо.
3. Смазываем шлицы и посадочное место ступицы, а так же внутренние обоймы
подшипника. Очень аккуратно выравниваем и начинаем запрессовывать ступицу,
постоянно контролируя положение той части внутренней обоймы подшипника, что
находится изнутри рычага. Я для уверенности накрутил ступичную гайку и
попеременно подстукивал снаружи и подтягивал изнутри. В качестве дистанционной
проставки под гайку, можно использовать внутреннюю обойму старого подшипника.
4. Устанавливаем фланец шкворня на шлицы ступицы, предварительно, конечно же
смазав посадочные места и продолжая следить за тем, что бы в процессе
установки подшипник не разобрался. Как только появиться возможность, наживляем
гайку, фиксируем ступицу от проворачивания и начинаем стягивать детали, как
только они сойдутся, это сразу почувствуется. На этом самая сложная часть
закончена. Одеваем на гайку "контргайку",

совместив метки, прикручиваем
шкворень и далее по пунктам.
Остальная сборка производится в обратной последовательности и никаких особых
нюансов не имеет, разве что, после установки суппорта надо обратить внимание
на правильность отбортовки тормозной трубки.
При необходимости можно проверить и подрегулировать работу ручника.
Удачи!
От себя добавлю:
1) Все болты откручиваются нереально тяжело, особенно ступичная гайка,поэтому в самом начале желательно купить болты крепления фланца (6 болтов под шестигранник);
2) Для откручивания ступичной гайки необходимо раздобыть трубу длиной не меньше метра.
3) Сам подшипник выбивается более менее хорошо, но у меня был молоток весом кило на 10)
4) Самое тяжелое это срезать остатки подшипника со ступицы, для этого надрезаем упоры, вставляем зубило и хорошо долбим молотком, в идеале сначала хорошо его погреть.
Все остальное должно идти без особых проблем!