перед поездкой на юга встала в полный рост проблема заряжания на отдыхе фотиков, нотиков и мобильников.
Изобретать ничего не пришлось, промышленность вовсю клепает инверторы на любой вкус.
для моих нужд подходит инвертор мощностью 300--350 Вт
кроме того в разделе "автозвук" были приобретены провода ("ПЛЮСОВОЙ" и "МИНУСОВОЙ" для подключения аудиоусилителей, сечение 16--20 кв.мм., по 3 метра того и другого) и прикольный предохранитель "капсула" 40А.
три метра -- наибольший рекомендуемый прогон проводов, рекомендованный производителем инвертора
40А -- номинал предохранителя, стоящего в самом инверторе(такой же запасной в комплекте)
бюджет:
Инвертор 1580р
Провода (3 + 3 м) 45*6=270р
Капсула-предохранитель 210 р
Клеммы, термоусадка, гнездо прикуривателя -- из гаражных запасов
итого около 2100р
для начала ныряем к педалям и снимаем кусок пластика, что держится на двух поворотных пластмассовых заглушках.
Теперь надо решить самую заморочную проблему: протянуть провода из салона под капот. я поступил именно так, но теперь понимаю, что можно было и наоборот.
У владельцев астр с моторами Y и Z есть шанс воспользоваться подарком судьбы. в наследство от моторов Х осталось отверстие для тросика газа. Я его не нашел (искал где-то около педали газа, наверное плохо). я нашел другое странное отверстие, заткнутое пробкой.

Стрелки: желтая -- топливный фильтр, красно-черная --то самое отверстие на моторном щите, синяя -- крышка расширительного бачка главного тормозного цилиндра, красная -- "+" АКБ.
Настоятельно рекомендую НЕ вытаскивать пробку, а дырявить прямо на месте! фиг засунешь потом на место.
где-то над педалью газа я нашел к чему притянуть провода нейлоновым хомутиком а потом просунул концы за "БОРОДУ". Дальше я вынул ящичек для мелочей, что под магнитолой, поднял шкурку рычага МКПП и ручника. Педанты могут воспользоваться случаем и пропылесосить весь мусор, что набивается в открывшиеся просторы, я же просто протянул провода почти до задней пепельницы и выпустил их вниз примерно под водительское сиденье, а там по полу в ноги заднего левого пассажира.
Оформляем законцовки "под винт" и прикручиваем к инвертору. Инвертор должен быть выключен.

тонкие коричневый и голубой провода -- бонус, неотключаемый зажиганием прикуриватель

шкурки воодружаем на место
прокладываем провода в моторном отсеке, внедряем в разрыв плюсового провода предохранитель, оформляем законцовки проводов
вот тут надо передохнуть.
свежим отдохнувшим взглядом проверяем правильность сделанного и подсоединяем провода к АКБ.
никаких искр быть не должно!

в подробностях:

слева направо: "-" АКБ, "+" АКБ, предохранитель "капсула" 40А.
Вопрос расположения инвертора в машине остается открытым, тут есть место творчеству.
у меня получилось так:

а вот и бонусный прикуриватель:

поездка на отдых и обратно показала, что все сделано правильно, мощности для зарядки нотиков-фотиков хватает, все довольны.