Бизнес
“АвтоВАЗ” потряс персонал
28.07.2009 в 20:21 Асатур Бисембин
На совещании в Самаре во вторник, 28 июля, губернатор области и представители “АвтоВАЗа” и компаний-поставщиков обсудили антикризисную программу автогиганта. Одним из последствий совещания стал слух о сокращении 27 тысяч сотрудников «АвтоВАЗа», который предприятие поспешно опровергло.
Губернатор Самарской области Владимир Артяков не исключил, что «АвтоВАЗу» придется столкнуться с сокращениями персонала, и дал компании и департаменту занятости населения и полторы недели на выработку мер по снижению напряженности на рынке труда в Тольятти. Кроме того, Артяков призывал «АвтоВАЗ» обозначить перечень ключевых поставщиков, от которых зависит реализация его промышленной программы. Руководство завода должно подготовить краткосрочные и долгосрочные планы, производственный план на текущий год и план на 2010 год. Сейчас ситуация такова, что при ее сохранении объемы выпускаемой продукции в 2009 году сократятся в 2,7 раза, а под угрозой сокращения может оказаться каждый четвертый рабочий.
Заводчан пристроят
На совещании, посвященном ситуации на тольяттинском автозаводе, Артяков высказал опасения относительно персонала “АвтоВАЗа”. Он не исключает вероятность того, что увольнения ждут рабочих не только самого автогиганта, но и предприятий-смежников. Глава области “поручил предприятию и областному департаменту занятости населения разработать в течение 10 дней комплекс мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Тольятти”, сообщает ИТАР-ТАСС.
По мнению губернатора, текущая ситуация по поддержке занятости населения крайне неудовлетворительная. Сегодня в прессу успели просочились слухи о том, что завод может уволить четверть своих сотрудников, а это свыше 27 тысяч человек.
Позже пресс-служба завода опровергла данную информацию. В пресс-релизе, который цитирует РИА «Новости», говорится, что на совещании “была подтверждена приверженность руководства ОАО "АвтоВАЗ" сохранить в нынешних условиях трудовой коллектив”. В то же время один из участников заседания правительства области сообщил агентству безрадостную информацию. По его словам, руководство "АвтоВАЗа" не принимало решения сократить почти четверть сотрудников, а рассматривает такую возможность в случае сохранения нынешних объемов производства и продаж.
С объемами выпуска дела плохи – в этом году планируется произвести 293 тысячи автомобилей. Для сравнения, в 2008 году собрали свыше 801 тысячи машин. Базовый сценарий аналитической компании PricewaterhouseCoopers предполагает, что в нынешнем году отечественный автомобильный рынок рухнет на 50%. Количество выпущенной тольяттинской продукции упадет фактически ниже рынка. При этом торговые площади не то, что не разгрузятся, а даже переполнятся.
По сведениям РИА «Новости», Игорь Комаров, и.о. президента “АвтоВАЗа”, приводил на сегодняшнем совещании данные, что “при текущем объеме продаж на складах автогиганта к концу года останутся 145 тысяч автомобилей при нынешних 85 тысячах”.
Перспективы увеличения объемов сбыта не внушают оптимизма. По данным Ассоциация европейского бизнеса продажи автомобилей "АвтоВАЗа" за пять месяцев 2009 года снизились на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 151,02 тысячи машин. “Дальше будет только хуже”, – уверен Никита Кричевский, научный руководитель Института национальной стратегии. Он упомянул, что уровень жизни населения не улучшается, потребительские кредиты не восстанавливаются. По его мнению, факторов, способных повлиять на увеличение продаж “Лад” нет: “В нынешних условиях потребитель выберет оптимальное соотношение цены и качества, он выберет машину иностранного бренда”.
“Увольнения будут”
“Если начнутся массовые увольнения, люди будут недовольны”, – говорит Петр Золотарев, лидер независимого профсоюза “Единство”. В беседе с GZT.RU он заметил, что если предприятие решится на этот шаг, то варианты развития событий могут быть разными. При этом Золотарев уточняет, что профсоюз пока что не информировали о сокращениях. “Поскольку заявления о высвобождении сотрудников должны делаться за три месяца, то заводчане могут без опасений и на законных основаниях продолжать работать”, – заключает он.
“Сокращения будут в августе”, – утверждает Кричевский. По его мнению, простой будет длиться дольше, чем обещанный администрацией месяц. По мрачному прогнозу, который эксперт озвучил корреспонденту GZT.RU, город ждет резкое обострение социальной обстановки. В Тольятти два градообразующих предприятия – “АвтоВАЗ” и “ТольяттиАзот”. Кричевский считает, что сокращенные рабочие автозавода не смогут устроиться на второе предприятие, которое также испытывает значительные проблемы. “Часть персонала направят на общественные работы”, – говорит Кричевский, при этом напоминая, что область сейчас дефицитна. Для снижения социальной напряженности придется привлекать средства из федерального центра. “10 дней отведено на решение организационных вопросов, в частности, получения дополнительных денег”, – убежден Кричевский. Эксперт заявляет, что никакого плана действия у Самарской администрации нет.
Порядок цифр
"АвтоВАЗ" с октября прошлого года, когда Россия вступила в мировой экономический кризис, уволил только 54 человека из более чем 110 тысяч сотрудников, сообщил РИА Новости во вторник официальный представитель Минздравсоцразвития России. С октября министерство ведет еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда, в том числе и по крупнейшим предприятиям. "По данным на 22 июля, численность работников "АвтоВАЗа", запланированная к высвобождению, составляет 3,2 тысячи человек, при этом по факту уволено 54 человека", – сказал собеседник агентства. По его словам, на смежных предприятиях "АвтоВАЗа" к увольнению планируется еще порядка 100 человек. "В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О занятости населения", работодатель обязан информировать органы службы занятости о планируемых высвобождениях работников не менее, чем за два месяца, а при массовых увольнениях – за три месяца", – напомнил представитель Минздравсоцразвития. Он отметил, что подобная информация от "АвтоВАЗа" в органы занятости не поступала.
Спасти поставщиков
В ходе заседания Артяков выразил мысль, что следует “обеспечить поддержку ключевых поставщиков, нужно подключить банковские структуры на территории Самарской области”. Решено очертить весьма узкий круг особо важных партнеров, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны завода и областного правительства. РИА “Новости” приводят слова Игоря Комарова, и.о. президента “АвтоВАЗа”: "Список предприятий поставщиков "АвтоВАЗа" достаточно большой и исчисляется несколькими сотнями. Мы будем идти по значимости и по величине поставщиков”. Комаров полагает, что в новый список приоритетных компаний будет включать в себя несколько десятков поставщиков.
Кроме того, президент автогиганта заявил, что средств, которые поставщики получат в августе, будет достаточно для нормальной работы с 1 сентября. По словам Комарова, партнеры завода покажут свои финансовые показатели, “АвтоВАЗ” же в свою очередь обсудит с ними их проблемы. Отмечается, что поставщикам сообщили четкую производственную программу "АвтоВАЗа" до конца этого года.
“Задолженность “АвтоВАЗа” на 31 марта 2009 года составляла свыше 93 млрд рублей, включая кредит”, – напоминает Никита Кричевский. По его словам, у завода нет свободных денег на выплату поставщикам и предрекает, что значительная часть из них скорее всего разорится. Идея с узким кругом привилегированных партнеров говорит о том, что сотни из них окажутся в предбанкротном состоянии. ““АвтоВАЗа” по факту больше нет. Есть агонизирующее предприятие, некогда являвшееся гордостью Советского Союза и России”, – заключает эксперт.