Цитата(Sergey_ @ 12.7.2011, 14:37)
Не путайте с автомобилем.
ЦТ у судна находится ниже ватерлинии.
Судно живёт по своим законам.
Вода - это скорее воздух, нежели асфальт.
С физикой в данной модели всё более или менее нормально.
Крен на носу по правому борту, следовательно - повышенное сопротивление по правому борту. Далее варианты:
1. Увеличение крена из-за смещения, перегруза, повреждения, зачерпывания воды не принципиально. Увеличение крена, увеличение сопротивления справа спереди, нос уходит ниже, по инерции, так как весь корпус, машина, винты толкают судно вперед и вниз, обводы стремятся вернуть, но этого не достаточно при волнении и низкой посадке, а судно перегружено. Велика вер-ть зачерпывания воды, что ведет к увеличению крена. Увеличивается крен, увеличивается сопротивление по правому борту, по инерции судно начинает поворот направо, т.к. остановиться моментально оно не может. Поворот на правый борт ещё больше увеличивает крен (и так по кругу) после этого вер-ть остаться на плаву стремится к «0».
2. Волнение, судно старое, обшивка изношена, «устлалось» материалов, повышенная нагрузка… Удар за ударом, раз за разом (удар волной по ощущения скорее сродни попаданию камня, нежели удара порывом ветра). Повышенная нагрузка и сопротивление на носу по правому борту. Образование течи, которую могли заметить но не смогли устранить (детей же не просто так собрали и некоторый из них побежали предупреждать/будить). Отсутствие на борту материалов и инструментов (вполне реально, поднимался я на борт некоторых судов, курсирующих по внутренним водным путям и даже выходящих в море в пределах РФ, там тиски и молоток живые найти сложно, высший командный состав пенсионеры, молодежь как правило бестолковая т.к. з/п мизерная и платят с задержками по пол года, и то не всегда). Не возможность своевременного устранения течи, попадание воды внутрь, увеличение нагрузки по правому борту. Беспрепятственное распространение воды внутри (переборок и разделение на отсеки не предусмотрено конструкцией), дальнейшее увеличение крена, нагрузки на элементы обшивки по правому борту, увеличение течи (и так по кругу) в итоге образование пробоины внушительных размеров, либо элементарное зачерпывания достаточного объема воды. Судно с креном на правый борт уходит на правый поворот – дело сделано, сушите весла, спасать больше нечего, но пока есть кого.
А вот далее как по учебнику:
Паника – самое страшное что может быть на воде. Узкие проходы, люди стремятся наружу, отпихивают друг друга. Каждый стремится спасти свою семью, друзей… Мужчины пробивают дорогу, женщины тащат за собой детей… ну все в курсе. Отчаявшись выбраться цивилизованным путем начинают бить стекла, за частую даже не надев спасательные жилеты, потому как выяснять где они уже некогда, а все отметки об их штатном местонахождении покрыты слоем свежей краски. Наш любимый подход на авось и как-то так. Молодцы…
Учитывая наличие крена, разбитые элементы обшивки по правому борту освобождают путь для свободного поступления воды внутрь корпуса, чем увеличивают вес и ускоряют процесс крушения. Разбитые элементы обшивки по левому борту открывают дорогу воздуху, вытесняемому водой из внутренних помещений, ещё больше увеличивая скорость затопления (прежде чем бить «люмик» – следует закрыть и в отдельных случаях заблокировать дверь). Все молодцы, ещё немного времени украли у себя и того парня. Разбив окно и не заблокировав дверь – сами лишили себя возможности выжить в воздушном мешке после заваливания на борт или полного опрокидывания.
Чуть сложнее когда вода уже за окном (пассажиры по правому борту столкнулись с этим раньше), стоя перед окном с размаху тумбочкой высаживаем окно, выныриваем (в спас жилете есть шанс) и вылетаем наверх пробкой – это в идеале. По факту если стоять напротив окно – тебя сносит потоком хлынувшей воды (если повезет без потери сознания), как правило, на тех, кто стоит сзади и ждет, когда же можно будет вынырнуть и перевести дух. Куча мала, дыхание сбито у всех, паника. Пытаемся выплыть на остатках кислорода но сил уже нет, а ещё пытаемся вытащить своих, спас жилет утягивает наверх а жена с ребёнком или друг, подруга, хороший человек остались внутри … выныривает, скидываем «спаску», не отдышавшись сразу обратно, плыть по началу тяжело, нервы шалят, зато потом тебя утягивает потоком вслед за погружающимся корпусом (силой водоворота) Вы снова вместе, теперь уже навсегда…
Пассажирам левого борта было чуть проще, при погружении воздух стремится наружу, вода внутрь. Высаживая «люмик» «в лоб» есть шанс вынырнуть вместе с потоком воздуха, вот только сил удержаться за край и помочь своим, подать руку не будет, «спаска» потянет наверх, а вода которая хлынет внутрь после выхода воздушной пробки снесет тех кто стоит сзади, а в случае когда с обратной стороны двери уже вода – дверь вынесет силой давления. Выныривать и возвращаться обратно как правило бесполезно, затянет.
Элементарные рекомендации: перед тем как разбивать люмик – включить мозг, прижать дверь, набрать воздуха, проверить «спаски», укрепиться, выбить стекло, дождаться заполнения водой хотя бы до половины, выныривать – сначала женщины (они слабее, а детям не хватит сил побороть сопротивление воды), потом сами с детьми. Если не уследили, не успели, не дотянулись – идем дальше, оплакивать будем позже.
Вынырнули, отдышались, осмотрелись (не стоит сразу бросаться на помощь) определились с направлением и как можно дальше от судна, перпендикулярно или по направлению течения, дабы в воронку не затянуло, попутно осматриваемся в поисках возможных плавсредств или их альтернатив, к которым можем сами проследовать или позже эвакуировать туда остальных. Перед тем как пытаться кому-то помочь (не умеет плавать, наглотался воды) необходимо оценить справитесь ли самостоятельно (весовые категории, готовность к решительным действиям, вплоть до ударов по лицу и удушению). Ни при каких обстоятельствах не забывать о том, что Вы нужны не только здесь, но Вас ещё и ждут дома.
пока всё. устал... не могу больше