Прошвырнемся, друзья?
25 июня 2007 года Журнал: «Автомобили и цены»
Автоспорт в России все-таки развивается. Но скорее вопреки, нежели благодаря: поддержки со стороны крупного бизнеса и властей практически нет. Кто кроме них остается? Энтузиасты (в том числе обеспеченные) и автоклубы. Вот на их-то плечи и ложится тяжелая ноша — тянуть отечественный автоспорт…
А без хорошо развитого любительского автоспорта не может быть профессиональных гонок высокого уровня — это, надеемся, уже все давно поняли. Но у нас спорт «любительской» категории по‑прежнему очень далек от народа (если говорить о легальных состязаниях). Как сделать его ближе? Любопытный ответ на этот вопрос предложили организаторы прошедшего на Дмитровском автополигоне соревнования под названием Track Day. И хотя до популяризации гонок еще очень далеко, первый шаг сделан, притом, как нам показалось, в верном направлении.
В последние годы единственной возможностью для простого смертного поучаствовать в автоспортивном состязании (не имея при этом большого опыта и огромного гоночного бюджета) были нелегальные ночные гонки. Идеологи Track Day («Первый Российский Опель-Клуб», а также CLUB ITALIA и Lotus Omega Moscow) зашли с другого конца. За рубежом давно и широко распространен такой способ проведения досуга, как track day («день на трассе»). Предположим, у успешного человека помимо повседневного транспорта есть еще и автомобиль для души. В выходной день он может, вместо того чтобы носиться по дорогам общего пользования и подвергать опасности других участников движения, покататься по закрытой трассе. Притом если есть желание, то можно и «зарубиться» с кем-нибудь на интерес. Track day, кстати, можно себе устроить и на знаменитом Нюрбургринге, если, конечно, по расписанию на трассе нет никаких профессиональных гонок.
У нас концепцию track day, в рамках которой главное внимание уделено отдыху и тусовке, немного изменили: устроители российского Track Day добавили элементы настоящего соревнования с боевыми заездами и призовым фондом (то есть свободных заездов не было). В принципе правильно: просто быстро покататься можно и на подмосковных трассах (на том же Рогачевском шоссе, проходящем недалеко от полигона), а это получается реальная альтернатива поднадоевшему стрит-рейсингу. Притом с диаметрально противоположным позиционированием: гонка проходит днем (а не ночью) и все совершенно законно.
Несмотря на то что Track Day пришлось проводить на неделю раньше запланированного срока, желающих погоняться и посмотреть на состязание было хоть отбавляй. К тому же машины — сплошь красивые иностранные: Alfa-Romeo, пять (!) Opel Lotus Omega, две BMW M5 последнего поколения. Само же соревнование состояло из 11 заездов по четыре круга (три боевых и один медленный, позволявший остыть тормозам), в которых участвовало по пять машин. Победителем заезда считался тот, кто показал лучшее время на круге, ну а лучший круг по итогам всех заездов давал победу в абсолютном зачете. Надо признаться, что скоростной потенциал у машин участников был совершенно разный, но отчасти это компенсировало то, что водители — далеко не профессионалы (500‑сильные M5, например, ехали явно медленнее, чем могли), к тому же это все-таки любительское соревнование. Вдобавок во время девятого заезда пошел дождик, давший дополнительные шансы менее мощным, но цепким в поворотах машинам (а с монстрами влажное покрытие сыграло злую шутку: во время десятого заезда одна из Opel Lotus Omega улетела с трассы, повредив себе передний бампер). Это все, конечно, здорово, ну а победил-то в итоге кто? Как ни странно, лучшим посчитали сошедший с дистанции зеленый Alfa-Romeo 156 (судя по тому, как он разгонялся, и особенно по тому, как тормозил, — серьезно подготовленный): он хоть и сломался, но сумел показать лучшее время в «абсолюте».
Зрителям тоже было чем заняться: можно было угоститься шашлыком, потанцевать под музыку, пофотографировать машины, в конце концов. К тому же те гонщики, которые откатали свой заезд, развлекали зевак, поджигая резину на своих болидах с помощью мощных моторов.
Нельзя, кстати, не заметить того, что в отличие от многих проводимых у нас гонок Track Day был на редкость грамотно организован: сказали, что зрителей запускают на полигон во столько-то, — и не опоздали ни на минуту, а перерывы между заездами были минимальными, зрителям не приходилось ждать зрелищ. Примечательно и то, что «конусные» элементы трассы (речь идет о шиканах, призванных немного замедлить ход гоночных машин) выложили очень быстро, а время круга отсекали профессиональной высокоточной аппаратурой. Но, несмотря на отличную организацию гонки, соревнование-то осталось любительским, без строгих правил и с почти полным отсутствием технического регламента. Впрочем, это вполне соответствует концепции зарубежных track day.
Итак, первый шаг сделан, и главные его цели — приблизить автоспорт к народу, а также объединить клубы, чтобы они гонялись не друг против друга, а друг с другом, — были достигнуты. Но стоять на месте нельзя, слишком уж много в Track Day противоречий. Например, если идеал все-таки зарубежный образец, то почему не было свободных заездов, а участие стоило так дорого? А если организаторы все же задумали Track Day как состязание и будут и дальше его развивать в этом русле, то без гораздо более строгого регламента тут не обойдешься. Но по-другому устроить первый наш track day вряд ли было возможно, а раз так, то компромисс, на который пошли устроители события, можно назвать удачным. В любом случае предстоит долгий и упорный труд, чтобы превратить Track Day из события одноразового в постоянную возможность устроить себе гоночный праздник в выходной день (для чего нужна хотя бы трасса, а режимный Дмитровский автополигон на эту роль не подходит)…