Цитата(bellkin @ 22.2.2007, 9:04)

Нда .... почитал что тут Амбр пишет .... я не верю что он вообще компетентен в сварке чугуна.
Уже давным давно ещё в СССР придумали специальную проволоку для полуавтоматов варить чугун , специально для авторемонта , марка ПАНЧ-11 , в любом крупном автопредприятии и авторемзаводе она либо есть либо была . Варит прекрасно , единственно напряжение дуги полуавтомата не выше 18 В . Шов мягкий , без пористости и зон отбела , варится без обдува газом и подогрева. Лично варил коллектора , оторванные уши приваривали , размороженные блоки цилиндров , восстанавливали разрушенные после лобовых ударов жигулёвские блоки ( там цепь ГРМ у классики в очень ажурном приливе спереди блока ).
Не знать про ПАНЧ это я даже не знаю как охарактеризовать...
Ну допустим что такое ПАНЧ я знаю, и что производят в электростале, то же знаю.... (для справки: ПАНЧ - это и есть никелевая проволка с добавками нержавеющей стали, просто зачем писать марку то? Можно и МН применять). А вот варить все что чугун панчем нельзя. Для разных марок чугуна, разные сварочные материалы и методы. Для этого делают металлографию. Кстати, помимо панча есть еще и специальные электроды, коих сейчас великое множиство. А преднагрев и последующий оджиг, нужны что бы снять напряжение в околошовной зоне, которые образуются в любом случае из за перепада температур как в момент начала сварки, так и в процессе охлаждения. Стоимость проволки (например в электростали) в партиях от 1000 кг. доходит до 1800 руб/кг. Меньше кг. думаю наврядли кто продаст, так что тут встает вопрос экономической составляющей. Значительно дешевле применять электроды.
Говоря о вопросах сварки чугуна, вначале хотелось бы отметить, что в связи с высоким содержанием углерода в чугунах (3,2-3,9 %) процесс сварки чугунов более сложен и трудоёмок по сравнению со сваркой обычных малоуглеродистых сталей. Основные трудности сварки чугуна обуславливаются следующими факторами:
образованием в шве или околошовной зоне хрупких структур мартенсита и ледебурита, что может привести к образованию трещин;
большой жидкотекучестью сварочной ванны, что сильно затрудняет про-цесс сварки в потолочном и вертикальном положении;
наличием в чугуне микропустот и даже рыхлот, которые приводят к образо-ванию в шве таких дефектов как поры, свищи, несплавления.
Высокопрочный чугун обладает высокими механическим свойствами (в 410 МПа, 11 %) гораздо лучше сваривается, чем серый чугун, который имеет практически нулевую пластичность. Однако и при сварке высокопрочного чугуна так же возникает множество проблем.
На сегодняшний день для сварки изделий из чугуна применяют в основном два технологических процесса
Горячая сварка чугуна с подогревом 450…600 С и с использованием в качестве присадочных материалов электродов, прутков или порошковых прово-лок, обеспечивающих получение однородного сварного соединения, т.е. в шве чугун. Обычно после сварки, если это, возможно, выполняют отжиг сварного соединения для улучшения его пластических свойств и снятия на-пряжений. Данный процесс применяют в основном для заварки дефектов чугунного литья в нижнем положении, т.к. при таком высоком нагреве удержать сварочную ванну в вертикальном или потолочном положении практически невозможно.
Холодная сварка чугуна, это процесс сварки чугуна без подогрева или с не-большим подогревом 100…200 С. При данной технологии сварки исполь-зуют сварочные материалы (электроды, проволоки), изготовленные из цвет-ных металлов на никелевой, железоникелевой, никель-медной или медной основах.
Наибольшее распространение в нашей стране и в мире для холодной сварки чугуна получили сварочные материалы на никелевой и железоникелевой основе. Это связано с тем, что при диффузии углерода из основного металла в никелевый шов никель не образует хрупких карбидов, а в шве формируется пластичная аустенитная матрица с включениями графита шаровидной формы. Прочность свар-ного соединения, выполненного электродами на никелевой или железоникелевой основе практически равна прочности основного металла.
Основным достоинством технологии «холодной» сварки чугуна является то, что с её помощью можно осуществлять ремонт и сварку изделий в различных пространственных положениях, в том числе труб из высокопрочного чугуна в монтажных условиях. Наиболее удобен в таких случаях процесс ручной электро-дуговой сварки покрытым электродом. Однако здесь необходимо отметить, что, несмотря на все попытки нашей фирмы использовать для сварки труб из ВЧШГ электроды наших отечественных производителей: ОЗЖН-1 (на же-лезоникелевой основе); МНЧ-2 (на медно-никелевой основе), ОЗЧ-6 (на никеле-вой основе) они были неудачными. Из-за низких сварочно-технологических свойств: крупнокапельный перенос, плохо видно зеркало ванны, трудно управ-лять процессом формирования шва, данные электроды невозможно использовать для сварки труб, и особенно неповоротных швов.
Наша фирма провела большую работу по оценке свойств электродов для холодной сварки чугуна ведущих мировых производителей: ESAB, УТП, Castolin, Boller и других применительно к проблеме конструкционной сварки труб из вы-сокопрочного чугуна. Кроме технологических характеристик во внимание прини-малась и цена электродов. О рекомендуемых нами электродах для холодной свар-ки и ремонта труб из высокопрочного чугуна расход чуть ниже.
Заканчивая этот небольшой экскурс в теорию сварки чугуна, надеюсь, что он Вас не сильно утомил, мне бы хотелось перейти к сугубо практическим вопросам, об использовании технологии сварки при строительстве и эксплуатации чугунных трубопроводов.
Переходя непосредственно к характеристике технологического процесса сварки, мне хотелось бы отметить следующие моменты. Технология сварки или ремонта труб из ВЧШГ состоит из нескольких этапов.
На первом этапе место сварки необходимо зачистить шлифмашинкой до металлического блеска. Если речь идёт о заварке трещины, необходимо чётко оп-ределить её границы, засверлить их сверлом 2…3 мм и отрезным кругом разде-лать трещину на 80…90 % её глубины. В случае необходимости порезки трубы эту операцию необходимо осуществлять шлифмашинкой с отрезным армирован-ным кругом. Место сварки должно быть защищено от осадков и ветра.
При сварке труб диаметром 100, 150, 200 мм предварительный подогрев не требуется. При сварке труб больших диаметром 250 и 300 мм желательно подог-реть изделие до температуры 100…150С . Предварительный подогрев тоже не-обходим, если процесс сварки осуществляться при температуре окружающего воздуха ниже +8С.
На втором этапе происходит процесс сварки труб (на процессе сварки труб более подробно я остановлюсь чуть ниже) или заварки дефекта специальными никелевыми или железоникелевыми электродами. Для сварки используют обычно электроды диаметром 3 или 4 мм.
На сегодняшний день специалисты нашей фирмы пользуются электродами на никелевой основе ZNI 99NС фирмы ZIKA или железоникелевыми электродами CAST Ni Fe B, которые выпускаются на заводе в г. Есеницы (Словения). Данные электроды обладают высокими сварочно-технологическими свойствами и позволяют осуществлять сварку во всех пространственных положениях. Цена электродов этих производителей ориентировочно 1500 р./кг.