Перейти к содержимому



MadCat Customs

MadCat Customs

Фотография

Ремонт системы охлаждения на Вектре-Б X16xel


Сообщений в теме: 84

#1 Garunchik

Garunchik

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 117
  • Автомобиль: Vectra B, X16XEL

Отправлено 16 Январь 2007 - 17:35

В своё время я уже читал подобные темы по ремонту систем охлаждения двигателей, но пока у меня была Вектра-А, необходимости заморачиваться этой проблемой не было (Верка-А была без кондея и вентилятор был один loveopel.gif ) Вектра Б, которая у меня сейчас, уже понавороченнее и с кондеем, всё-таки комплектация CD обязывает... rolleyes.gif И решил я написать, как устранил неисправности в системе охлаждения моей Вектры, может кому и пригодится... bf.gif
В общем-то и до этой осени видимо что-то не работало, так как при работающем кондее температура ОЖ повышалась больше, чем при езде без кондея, но тогда работал "аварийный" (об этом дальше) режим охлаждения двигателя, и всё было в пределах нормы. А тут осенью во время разъездов по Москве обратил внимание, что даже с выключенным кондеем двигатель стал перегреваться. Первая мысль - термостат. Пришлось срочно звонить в мастерскую Fe (Сергея, огромный респект ему и его коллективу за качественный и недорогой ремонт, а так жа за то, что работают фактически каждый день, и несмотря ни на что, всегда попытаются помочь), которая в Люберцах, и ехать туда с включенной на максисмум печкой и открытыми окнами. Когда приехал туда, Рома с Сергеем посмотрели размеры бедствия, поколдовали и вынесли приговор - термостат ни при чём, что-то с датчиками и ещё может быть с релюшками управления, потому что логики работы вентиляторов не было никакой. Пришлось возвращаться домой в том же режиме с включенной печкой blink.gif
По возвращению домой решил поглазеть схемы включения кулеров Вектры в букваре (благо, Бог не обидел навыками работы с электрикой и электроникой), и заодно поискать на Опелевских сайтах данные по датчикам, релюшкам и вентиляторам (уж начинать поиск, так начинать...). С деталями определился, стал звонить по магазинам запчастей и в "Опелеводе" бюджетно приобрёл один из двух датчиков включения вентиляторов (синего цвета) - респект Роману, известному под ником Профессор az.gif На следующий день опять поехал в Люберцы к Fe, заменили этот датчик, стал работать "аварийный" режим охлаждения двигателя (дальше поясню). При этом вытекло энное количество антифриза, его долили ессно... Но всё равно мелкий вентилятор кондея не включался, а большой вентилятор работал только на большой скорости, когда стрелка была почти у отметки 110 градусов по Опелевскому показометру. Ну и Бог с ним, ездить в общем-то было можно.
И после этого, когда было свободное время, стал, возя пальцем по схеме в букваре, разбираться с алгоритмом работы системы охлаждения то на даче, то дома, тестер стал для меня почти как ложка за обедом rolleyes.gif И выяснилось, что при наличии кондея система охлаждения работает аж в трёх (!!!) режимах:
- первый режим (самое слабое охлаждение), когда обмотки двигателей вентиляторов соединяются последовательно, и они крутятся на невысокой скорости;
- второй режим, когда каждый вентилятор включается к бортовой сети через дополнительный резистор, при этом скорости вентиляторов существенно возрастают;
- третий, или "аварийный" режим, когда маленький вентилятор остаётся включенным через дополнительное сопротивление, а большой включается напрямую и идёт максимальное охлаждение двигателя.
Первый и второй режим обеспечивает датчик, у которого две ступени срабатывания (чёрный вроде бы, у меня он был грязного цвета), а "аварийный" режим работы - чёрный + синий (при этом оба датчика должны быть включены). А к самим вентиляторам идёт по три провода - красно-жёлтый, красно-белый и коричневый (у вентилятора кондея он коричнево-белый).
Так вот, после различных вариантов установки перемычек вместо датчиков и реле, а также сожжённого предохранителя на 30 А, установленного в коробке возле аккумулятора, было выяснено, что в обоих вентиляторах отказали сопротивления (!!!), причём одно из них было постоянно в обрыве, а во втором сопротивлении был "летучий" обрыв (он то появлялся, то исчезал, и оно работало). Релюшки все оказались работоспособными, диод был только в одном из них, и он тоже был исправен (ранее я читал в конфе на авто.ру о победе над глюком в вентиляторах такой же машины).
В результате пришлось во второй заход по магазинам приобрести оба вентилятора (обошлись недёшево) и на всякий пожарный - второй непоменянный (чёрный) датчик. Всё это снова поменяно у Fe в Люберцах, и напоследок мною опробовано в гараже с помощью установки перемычек bf.gif Всё стало работать как часики forever.gif

Так что если возникнут какие-нибудь похожие проблемы с вашими Опелями, обращайтесь, всегда буду рад помочь, особенно если буду не занят чем-нибудь ещё bf.gif
Удачи на дорогах!

Сообщение отредактировал Garunchik: 18 Январь 2007 - 15:11


#2 Иванченко

Иванченко

    Опелевод со стажем

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 1 262
  • Город:Пермь
  • Автомобиль: Hummer H3

Отправлено 23 Январь 2007 - 10:22

Чем можно заменить резистор на вентиляторе, у меня он "рваный" и первую скорость не включает.
....зарплату бы поболее...

#3 Garunchik

Garunchik

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 117
  • Автомобиль: Vectra B, X16XEL

Отправлено 24 Январь 2007 - 22:55

Цитата(ivanopolo @ 23.1.2007, 10:22)  

Чем можно заменить резистор на вентиляторе, у меня он "рваный" и первую скорость не включает.


В принципе ничего сложного нет smile.gif Резистор можно в разъёме замкнуть самодельной перемычкой, "жучком" то есть. На память не помню, между проводами какого цвета должна быть перемычка, завтра на работе в букваре гляну и отпишусь. При этом ессно пропадёт пониженная скорость, и вентилятор будет крутить только на максимальных оборотах. Поэтому всё же лучше по возможности его заменить. Не знаю, мож резисторы и поддаются восстановлению, не пробовал из-за недостатка свободного времени. Удачи!

#4 Григорий

Григорий

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 204
  • Город:Москва
  • Автомобиль: Vectra B, 98г, X25XE, АКПП

Отправлено 20 Март 2007 - 18:24

Garunchik,
от электрики далек как от Луны. Простыми словами, если можно.
В летние месяцы при +35 на улице движок тоже нагрвался до 110 (с включенной климой, фарами, противотуманками и т.п.)
Так вот, это значит что у меня не работали первые два режима и срабатывал только "аварийный"? ТОгда почему при средней температуре воздуха двигатель всегда в районе 90?
И, вобщем, чтоб летняя ситуация не повторилась, что нужно заменить? 2 вентилятора? Или что-то еще?
Благодарствую за ответ.

#5 Иванченко

Иванченко

    Опелевод со стажем

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 1 262
  • Город:Пермь
  • Автомобиль: Hummer H3

Отправлено 16 Май 2007 - 06:30


Сперва нужно выяснить какие режимы работают какие нет.
....зарплату бы поболее...

#6 Garunchik

Garunchik

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 117
  • Автомобиль: Vectra B, X16XEL

Отправлено 17 Май 2007 - 20:58

Здесь скорее всего "виноваты" резисторы - так как при невысокой забортной температуре около 90 градусов, то с охлаждением справляется и последовательное включение вентиляторов. А при более жёстких условиях работы, когда вентиляторы должны включаться через сопротивления, а этого не происходит, и температура двигателя начинает расти до 110 градусов. Но насчёт того, какой вентилятор менять - это уже покопаться маленько надо, хотя выяснить это можно довольно быстро smile.gif Навскидку не скажешь, у какого вентилятора отказало сопротивление (или сразу у обоих).
Удачи!

#7 ezheek

ezheek

    Опелевод

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 496
  • Город:свао
  • Автомобиль: овечка

Отправлено 18 Май 2007 - 03:40

А у меня на верке б 1.6 - нагревается мотор быстро до 95 и вентилятор вкл на *похоже* большую скорость (чуствуется вибрация на руле) . я так понял по вашим отчетам это уже проблема с охлаждением?! просто по сравнению с предыдущей машиной(вент вкл на большую скорость если долго в жару стоять без шивелений и с кондеем) ,тут вентилятор работает почти всегда(скидывает до 90* ,почти сразу температура поднимается до 95* и опять похоже на большой скорости начинает охлаждать) ,как можно самому проверить работу (в режимах) вентилятор???? excl.gif
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ ЛУЧШЕ ИНОСТРАННЫХ ---- так считают множество немцев.

#8 Григорий

Григорий

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 204
  • Город:Москва
  • Автомобиль: Vectra B, 98г, X25XE, АКПП

Отправлено 18 Май 2007 - 17:37

Garunchik,
Спасибо, будем искать :-)

#9 Garunchik

Garunchik

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 117
  • Автомобиль: Vectra B, X16XEL

Отправлено 18 Май 2007 - 23:49

Цитата(ezheek @ 18.5.2007, 4:40)  

А у меня на верке б 1.6 - нагревается мотор быстро до 95 и вентилятор вкл на *похоже* большую скорость (чуствуется вибрация на руле) . я так понял по вашим отчетам это уже проблема с охлаждением?! просто по сравнению с предыдущей машиной(вент вкл на большую скорость если долго в жару стоять без шивелений и с кондеем) ,тут вентилятор работает почти всегда(скидывает до 90* ,почти сразу температура поднимается до 95* и опять похоже на большой скорости начинает охлаждать) ,как можно самому проверить работу (в режимах) вентилятор???? excl.gif


На самом деле здесь скорее всего всё срабатывает правильно, просто (на мой неопытный взгляд:-)) вентиляторы - это не активная нагрузка, коей являются резисторы, а реактивная (индуктивная), поэтому при таком включении у двигателя на хх даже немного "проваливаются" обороты. При включении следующей ступени через резисторы это уже не столь заметно из-за этих резисторов - в цепь добавляется активная составляющая. А вообще всё это достаточно легко проверяется, нужно только немножко времени smile.gif Снять с датчиков разъёмы и покоммутировать их, при этом не забывая, что у двухступенчатого датчика при включении второй ступени надо, чтобы первая ступень была включена, а иначе алгоритм работы будет неверен.
Удачи!

p.s. Кстати, ещё желательно иногда мыть радиаторы снаружи, это здорово помогает, особенно далеко не новым машинам, у которых приличный пробег. Технология в принципе простая - снимают бампер и несильной струёй воды (чтобы не погнуть соты в радиаторах) вымывают грязь, которая неизбежно попадает в радиатор, особенно зимой и в межсезонье.

Сообщение отредактировал Garunchik: 21 Май 2007 - 20:08


#10 ezheek

ezheek

    Опелевод

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 496
  • Город:свао
  • Автомобиль: овечка

Отправлено 22 Май 2007 - 01:39

Спасибо !!! буду пробывать , о том что получилось обязательно отпишусь flag.gif
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ ЛУЧШЕ ИНОСТРАННЫХ ---- так считают множество немцев.

#11 Лехин

Лехин

    Опелевод со стажем

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 1 564
  • Город:Москва, ЗАО
  • Автомобиль: OVB, x20xev, f18cr

Отправлено 22 Май 2007 - 19:45

Почитав первый пост, не вникся, авфффтор пошел легким путем, потратился на новые вентиялторы-жесть.
Не проще было бы для начала помыть оба радиатора с разбором? обычно помогает всем.
Vectra B 2.0 GT, f18cr, r16, KWkit -40/-40, brembo, noEGR, noCatal, outPro.sport, шумка, обвес, xenon:IlTrade+MTF 4300k.

#12 Sergey_

Sergey_

    Опелевод со стажем

  • Глобальные модераторы
  • Cообщений: 14 593
  • Город:Екатеринбург
  • Автомобиль: Omega B facelift, X20XEV, MT

Отправлено 22 Май 2007 - 21:49

Рискну влезть в тему. Езжу не на Вектре, а на Омеге, но с системой охлаждения разбирался довольно подробно. Думаю, что конструкция и принцип работы примерно одинаковы. Была бы схема - можно было бы говорить точнее.
Цитата(ezheek @ 18.5.2007, 6:40)  

по сравнению с предыдущей машиной(вент вкл на большую скорость если долго в жару стоять без шивелений и с кондеем) ,тут вентилятор работает почти всегда(скидывает до 90* ,почти сразу температура поднимается до 95* и опять похоже на большой скорости начинает охлаждать)

Схема управления для большей надежности обычно делается так, что 1я и 2я скорости вентиляторов управляются разными датчиками, разными реле, питаются через разные предохранители. Так что - есть вероятность, что у тебя "пропала" 1я скорость вентилятора.
Цитата(ezheek @ 18.5.2007, 6:40)  

как можно самому проверить работу (в режимах) вентилятор????

Согласен с Garunchik - снять с датчиков разъёмы и покоммутировать их. Кстати, на Омеге есть специальная фишка в блоке реле, которая позволяет имитировать срабатывание датчиков - возможно, она есть и на Вектре.
Цитата(Garunchik @ 19.5.2007, 2:49)  

у двухступенчатого датчика при включении второй ступени надо, чтобы первая ступень была включена, а иначе алгоритм работы будет неверен.

А вот с этим не согласен. На Омеге для повышения надежности 1я и 2я скорости вентиляторов включаются независимо. Не думаю, что те же конструкторы не стали обеспечивать надежность на Вектре.
Цитата(Garunchik @ 19.5.2007, 2:49)  

вентиляторы - это не активная нагрузка, коей являются резисторы, а реактивная (индуктивная), поэтому при таком включении у двигателя на хх даже немного "проваливаются" обороты. При включении следующей ступени через резисторы это уже не столь заметно из-за этих резисторов - в цепь добавляется активная составляющая.

Большой пусковой ток электродвигателя связан не с индуктивностью обмотки, а с необходимостью раскрутки якоря. Но на 1ю - малую - скорость вентилятор включается через резистор. 2я скорость включается без резистора, но якорь при этом уже раскручен, поэтому пусковой ток в обоих случаях ограничен.
Цитата(Garunchik @ 19.5.2007, 2:49)  

ещё желательно иногда мыть радиаторы снаружи, это здорово помогает

Совершенно согласен.

#13 Garunchik

Garunchik

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 117
  • Автомобиль: Vectra B, X16XEL

Отправлено 22 Май 2007 - 23:12

Цитата(Лехин @ 22.5.2007, 20:45)  

Почитав первый пост, не вникся, авфффтор пошел легким путем, потратился на новые вентиялторы-жесть.
Не проще было бы для начала помыть оба радиатора с разбором? обычно помогает всем.


smile.gif Видимо прочитал не очень внимательно, либо я не вполне подробно всё расписал, но промывка радиаторов ничего бы не дала - вентиляторы вообще не включались, ни один, ни другой, при аномальном росте температуры, из-за чего и возникла вся эта байда с последовательной заменой сначала датчика, а потом вентиляторов. А проверку их работы я делал далеко не лёгким путём - я отстоединял оба вентилятора и проверял их работоспособность путём подключения каждого напрямую и через встроенное сопротивление к аккумулятору. Так что этот пост - результат не длительных сидений в кресле с рюмкой чая и фантазий, а практических испытаний и пары маленьких волдырей от ожога wink.gif Больше времени пришлось повозиться с большим вентилятором, т.к. его сложнее отключить, не подлезая под машину (разъём внизу вентилятора).

Sergey_ wrote:
"Цитата(Garunchik @ 19.5.2007, 2:49)

у двухступенчатого датчика при включении второй ступени надо, чтобы первая ступень была включена, а иначе алгоритм работы будет неверен.


А вот с этим не согласен. На Омеге для повышения надежности 1я и 2я скорости вентиляторов включаются независимо. Не думаю, что те же конструкторы не стали обеспечивать надежность на Вектре."

Позволю опять-таки не согласиться, потому что для проверки алгоритма работы двухступенчатого датчика я собрал простенькую схему на двух светодиодах и одном источнике питания 5В на работе и постепенно нагревал датчик нагревательным элементом паяльника. При достижении температуры срабатывания 1-й ступени включался жёлтый светодиод, а по достижении t срабатывания второй ступени - включался ещё и красный светодиод, при этом жёлтый продолжал ессно гореть. Да и схема построена таким образом, что срабатывать должны последовательно обе ступени. Как говорится, см. схему в букваре smile.gif Кстати, цвета светодиодов выбрал просто так, а не с каким-то умыслом smile.gif Чтоп нагляднее было, как грится smile.gif

Удачи!

Сообщение отредактировал Garunchik: 22 Май 2007 - 23:14


#14 Лехин

Лехин

    Опелевод со стажем

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 1 564
  • Город:Москва, ЗАО
  • Автомобиль: OVB, x20xev, f18cr

Отправлено 23 Май 2007 - 10:00

Тогда надо было огласить величины сопротивления новых датчиков в вентиляторах, что бы каждой мог у себя это проверить.?
Vectra B 2.0 GT, f18cr, r16, KWkit -40/-40, brembo, noEGR, noCatal, outPro.sport, шумка, обвес, xenon:IlTrade+MTF 4300k.

#15 Garunchik

Garunchik

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 117
  • Автомобиль: Vectra B, X16XEL

Отправлено 23 Май 2007 - 20:30

Цитата(Лехин @ 23.5.2007, 11:00)  

Тогда надо было огласить величины сопротивления новых датчиков в вентиляторах, что бы каждой мог у себя это проверить.?


На старых вентиляторах сопротивления были в обрыве, так что измерение просто не имело смысла. А на новых - ну не знаю, чего там измерять, ставить надо! smile.gif Более того, на маленьком вентиляторе, на котором был "летучий" дефект, при отказе сопротивления не "прозванивалась"и обмотка вентилятора. Как оказалось, ВСЕ провода, идущие к вентилятору, зачем-то заведены в сопротивление ai.gif Непонятная логика изготовителя данной продукции... Пока не осознано, зачем так сделано.

#16 Sergey_

Sergey_

    Опелевод со стажем

  • Глобальные модераторы
  • Cообщений: 14 593
  • Город:Екатеринбург
  • Автомобиль: Omega B facelift, X20XEV, MT

Отправлено 26 Май 2007 - 17:03

Цитата(Garunchik @ 23.5.2007, 2:12)  

При достижении температуры срабатывания 1-й ступени включался жёлтый светодиод, а по достижении t срабатывания второй ступени - включался ещё и красный светодиод, при этом жёлтый продолжал ессно гореть.

И что это доказывает? В датчике стоят два биметаллических замыкателя, один на меньшую температуру, другой на чуть бОльшую. Срабатывают они независимо один от другого.
Цитата(Garunchik @ 23.5.2007, 2:12)  

Да и схема построена таким образом, что срабатывать должны последовательно обе ступени. Как говорится, см. схему в букваре smile.gif

Последовательно - за счет двух разных температур срабатывания замыкателей, но - независимо одна от другой. Иначе выход из строя одной детальки приведет к отказу всей системы охлаждения.

#17 Иванченко

Иванченко

    Опелевод со стажем

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 1 262
  • Город:Пермь
  • Автомобиль: Hummer H3

Отправлено 30 Май 2007 - 08:18

Цитата(Garunchik @ 23.5.2007, 23:30)  

На старых вентиляторах сопротивления были в обрыве, так что измерение просто не имело смысла. А на новых - ну не знаю, чего там измерять, ставить надо! smile.gif Более того, на маленьком вентиляторе, на котором был "летучий" дефект, при отказе сопротивления не "прозванивалась"и обмотка вентилятора. Как оказалось, ВСЕ провода, идущие к вентилятору, зачем-то заведены в сопротивление ai.gif Непонятная логика изготовителя данной продукции... Пока не осознано, зачем так сделано.


Минус идет напрямую к мотору, а плюсы - один ч/з сопротивление, другой напрямую...
см. рисунок

Прикрепленные изображения

  • ___________.JPG

....зарплату бы поболее...

#18 Garunchik

Garunchik

    Опелевод

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 117
  • Автомобиль: Vectra B, X16XEL

Отправлено 30 Май 2007 - 23:33

Цитата(Иванченко @ 30.5.2007, 9:18)  

Минус идет напрямую к мотору, а плюсы - один ч/з сопротивление, другой напрямую...
см. рисунок


Cпасибо за рисунок, но вся фишка была в том, что у маленького вентилятора по всем трём сочетаниям проводов был обрыв. Что собственно и навело на мысль о неординарности данного девайса.

Цитата(Sergey_ @ 26.5.2007, 18:03)  

И что это доказывает? В датчике стоят два биметаллических замыкателя, один на меньшую температуру, другой на чуть бОльшую. Срабатывают они независимо один от другого.

Последовательно - за счет двух разных температур срабатывания замыкателей, но - независимо одна от другой. Иначе выход из строя одной детальки приведет к отказу всей системы охлаждения.


Я в общем-то примерно понимаю, что там внутри, и не собираюсь спорить, однако при обрыве замыкателя на мЕньшую температуру даже при исправности замыкателя на бОльшую просто не будет собираться цепь включения вентиляторов - ещё раз см. букварь. Другое дело - второй датчик, аварийный. У него независимая от первого датчика схема включения вентиляторов на максимальные обороты (см. букварь), поэтому я его так для себя и назвал - "аварийный", т.е. он страхует первый двухступенчатый датчик.

#19 Shark_

Shark_

    Начинающий Опелевод

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 20
  • Город:р. Татарстан, г. Бугульма
  • Автомобиль: Vectra B

Отправлено 27 Июнь 2007 - 13:06

Сегодня ехал с включенным кондеем и температура поднялась за 100. Включился аварийный. Кондей выключил, но температура так и не упала до 90 (минут 5 ехал до работы). Похоже что что-то такое. Машина такая же как и у зачинателя темы. Есть вопрос, где эти нахрен датчики и релюшки находятся, что - б так сказать попробовать проверть для начала вообще. Может в них дело? И еще: что бы промыть радиатор сняв его обязательно бампер снимать? Или можно открыв капот извлеч его оттуда?

P.S. Тут все хвалились наличием букварей, а нет ли у кого в электронном виде? Оччччень буду благодарен. Если можно, скинте на почту. Shark_@rambler.ru

#20 заблудший_Rudik_*

заблудший_Rudik_*
  • Гости

Отправлено 08 Июль 2007 - 09:05

На днях у меня заклинил винтилятор кондея, слител 30амперный предахранитель.
поменяли предохранитель вытощили обломок с винтилятора, всё работает но температура поднимается до 100 и невключается винтилятор на первую скорость ! После 110 градусов врубается сразу на вторую !
В родном сервисе сказали дело в датчике который вкручен в радиатор.Меням датчик...
Всё работает буквально неделю и снова у меня температура под 110. ничего непоиму.
Вытаскиваю фишку с датчика напрямую замыкаю кантакты кторые отвечают за первую скорость (90градусов) и ноль реакции ! зато контакты отвечающие за вторую скорость (110градусов) при замыкании включают винтилятор на первую скорость !Зато когда включаю кондей они несмотря на температуру сразу вклучаются. Я думаю дело в релюшках каких то ....но какой конкретно, их там целых 6 и все нормально стоят.А после того как заглушу двигатель они начинают работать на первой скорости. охладят и выклучатся.
Я срезал провода и перекинул местами , всё работате но есть сомнения в безопасности.
Уже побывал в двух родных сервисах где толку мало! Прошу помочь решить проблему.

Заранее благодарен !

Сообщение отредактировал Rudik: 08 Июль 2007 - 09:13




Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных