если взять дизель и немного уйти назад, когда не было электроники, то сам факт горения топлива не контролируется ни чем.
момент впрыска определялся исключительно за счет механической настройки.
количество топлива подаваемого регулировался также, механически, тягой.
далее по мере "развития", механика обкладывалась датчиками и привода заменялись электрическими элементами.
сам же процесс остался прежним.
для дизеля важно компрессия. если она в норме, то ему легко работать и проще запуститься.
для запуска дизелю важно создать температуру в камере за счет резкого сжатия объема воздуха, который от этого нагревается. далее в нужный момент подается распыленное в пыль топливо, которое за счет уже имеющегося тепла самовоспламеняется.
если есть проблема с холодным запуском, то первым делом замеряется компрессия, это самый важный параметр для дизеля