Мне интереснее понять принцип действия в ТАКОМ варианте - системы сбора масла.
Ничего особо затейливого. Схема с сухим картером и отдельным маслобаком (или несколькими) как раз и появилась на самолётах, чтобы обеспечить работоспособность мотора в любом пространственном положении и при воздействии разнонаправленных перегрузок.
К примеру... Взять мой C16NZ и поставить его вверх-тормашками. -- -- Будет он работать?
Если всё-таки будет - (ну, перевернулась машина, а зажигание не выключено) - как долго?
Если на ХХ - то довольно долго. Если на повышенных оборотах, то до задира шатунных и коренных вкладышей (нет давления масла).
ли, если "насильно" его установить кверху картером... - заработает?
Если переделать систему смазки на "сухой картер" и смириться с повышенным расходом масла, а также переделать систему охлаждения.
Да и... жидкостное охлаждение на авиационных моторах ТЕХ лет - это как бэ... нонсенс.
Вовсе нет. Моторы с воздушным и водяным охлаждением вполне успешно конкурировали. Например, у немцев FW-190 против Me-109, у нас Ла-5 против Як-3. Плюсы и минусы есть и у того, и у другого двигателя.
Кстати, в инете есть советская довоенная книжка "зарубежные авиационные двигатели". Вот уж где экзотика так экзотика. Одни только моторы Gnome et Rhone с вращающимся блоком чего стоят...
=====================================================================
KVM2007, по поводу вот этого:
...
А сделай такое по-человечески на автомобиль - вечным будет. Но... копроэкономика не дает.
Здесь виновата не "копро-", а самая обыкновенная экономика. Подшипник качения на коленвалу ДВС серийного автомобиля - это очень, нет, ОЧЕНЬ дорого и в изготовлении, и в эксплуатации - как раз из-за низкого ресурса.